В последние годы редкий регион мог сравниться с Ульяновской областью по изобилию вновь создаваемых структур – разнопрофильных палат и уполномоченных. Пожалуй, по этому показателю наш регион находится в числе всероссийских лидеров, и опережает нас только Красноярский край. Одних только общественных структур в формате палат создано тринадцать, среди которых есть и такие, что нам и не снились – например, Палата демографического и социального развития, Палата коренных малочисленных народов и Палата общественных организаций инвалидов.
Оседлать и направить?
Но жизнь не стоит на месте, и надо куда-то двигаться дальше. И вот в конце августа состоялось совместное заседание региональной Общественной палаты и Клуба лидеров некоммерческих организаций, где губернатор Сергей Морозов выступил с предложением создать Гражданскую ассамблею Ульяновской области. Суть идеи тогда разъяснила министр по вопросам Открытого правительства Татьяна Кириллова, отметив, что общество делает вызов власти, порой дело доходит до призывов экстремистского характера, а значит власти и обществу нужно учиться разговаривать на одном языке. Впрочем, председатель Общественной палаты Нина Дергунова поспешила напомнить, что в регионе уже четыре года подряд проходит Гражданский форум, и можно просто расширить формат этого мероприятия.
Казалось бы, одна инициатива стоит другой… Однако следует напомнить, что и Общественная палата, и Гражданский форум – результат инициативы «сверху», и создаётся впечатление, что власть ставит перед собой вполне естественную для себя цель – формализовать общественное движение «оседлать» его и пытаться направить в «нужное русло». Но очевидно и другое: если действия властей и позиция общества управляются из одного центра, то диалог неизбежно превращается в монолог, а это создаёт почву для застоя.
Запас кармана не рвёт…
Кстати, если вспомнить факты из недавней истории Государства Российского, то дублирование функций Общественной палаты и Гражданской ассамблеи становится куда более очевидным: в период разработки и принятия Конституции России 1993 года велись многочисленные дискуссии, где речь шла о «создании гражданских ассамблей в форме общественных палат».
Конечно, тот факт, что Общественная палата Ульяновской области в её нынешнем составе работает неэффективно, погрязает в мелочах и, конечно, не представляет интересы всего общества, не раз признавали даже представители различных уровней власти. Однако стоит вспомнить о том, что был прецедент, когда группа её членов заняли довольно жёсткую и независимую позицию, после чего вынуждены были выйти из состава этого коллегиального общественного органа.
А если Гражданская ассамблея также выйдет из-под контроля? Или допускать туда граждан будут только через «фильтр» лояльности к власти? В первом случае будет спровоцирован новый виток конфронтации, а во втором – просто получится ещё одна формальная структура, существование которой приведёт только к дополнительным расходам бюджетных средств. Более того, создавать структуры гражданского общества – не дело власти. Дело власти – не мешать им создаваться, прислушиваться к ним, учитывать позицию общественных движений при принятии решений и формировании своей политики…
Смотрите также:
- Общественным контролем в Ульяновской области займется власть →
- В Ульяновске народный контроль будет посильнее советского →
- В Ульяновской области власть родила орган справедливости →