Николай Марянин: «Мы в упор не замечаем талантливых современников»

Из личного архива Н.Марянина / АиФ

Мы уцепились за XIX век и в упор не замечаем талантливых современников. Такую мысль ещё в феврале на заседании клуба «Симбирский глагол» озвучил известный ульяновский литератор Николай Марянин. То же самое он повторил в интервью «АиФ» после презентации антологии «Ульяновская словесность. Начало XXI века», составителем которой он вместе с редактором журнала «Мономах»  Ольгой Шейпак выступил.

   
   

10 000 стихотворений

А.Балаев: Николай Викторович, идея книги ведь появилась не вчера, почему же она вышла только сейчас?

Н.Марянин: Действительно, начну с сожаления о том, что подобная книга не появилась у нас раньше, хотя во многих регионах подобные издания выходят регулярно. Идея антологии, конечно, витала давно. И слава Богу, что в областную программу книгоиздания под Год литературы был включен пункт о её выпуске.

- Глядя на столь увесистый том, так и подмывает спросить: трудно было с отбором произведений?

- Издание объединяет под одной обложкой 159 поэтов и прозаиков. Не скрою, что мне пришлось перелопатить огромную массу материала. К слову, при отборе произведений  мы не ставили условия, чтобы авторы непременно принадлежали к цеху профессиональных литераторов. Главное, чтобы это было талантливо. А если перейти на язык цифр, то всего за полтора месяца мне одних только стихов пришлось прочесть более 10 тысяч! Отбором прозы занималась председатель нашей писательской организации Ольга Георгиевна Шейпак.

Досье
Николай Марянин. Родился 5 января 1956 г. в селе Три Озера Куйбышевского района ТАССР (ныне Спасский район Республики Татарстан). Окончил машиностроительный факультет Ульяновского политехнического института. Поэт, журналист, краевед. Член Союза писателей России.

- По каким критериям отбирались  стихи?

- Критерии общеизвестны: безупречная форма и техника стихосложения, грамотная стилистика, лексическое многообразие, яркость содержания. Конечно, сыграло роль и моё субъективное мнение, другой составитель наверняка выбрал бы  другие стихотворения.

   
   

Неизвестные гении

- Новые имена для себя открыли?

- Да, и немало. Хотя, признаться, с творчеством наших литераторов знаком неплохо. И всё же, занимаясь подготовкой антологии, я понял одну вещь: мы плохо знакомы с нашими талантливыми литераторами. Разумеется, Языков, Карамзин и Гончаров – наше всё. Но почему-то 19-м веком для нас заканчивается литературный Симбирск. Это в корне неправильно.

- Можете привести хотя бы пару персоналий в качестве примера?

- Есть люди, связанные с нашим городом, о которых говорят далеко за пределами страны, но почему-то молчат у нас. К примеру, наш земляк Валерий Винокуров, которого ещё в 1970-х в Париже Владимир Высоцкий восхищённо хлопал по плечу, приговаривая: «Валера, если будешь в Москве – место в Таганке я для тебя всегда держу». А многим ли из ныне живущих любителей поэзии в нашей области знакомо имя Николая Майорова, поэта-фронтовика? Между тем его стихи вслух читала и читает вся страна («Мы были высоки, русоволосы. / Вы в книгах прочитаете, как миф, / О людях, что ушли, недолюбив, / Не докурив последней папиросы…»). Родился он в деревне Дуровка Сызранского уезда Симбирской губернии.

- Учитывая географию передвижений наших земляков по миру, можно утверждать, что они давно стали частью не только «ульяновской словесности»?

- Конечно, книгу вполне можно назвать и антологией российской словесности. А четверо наших земляков и вовсе прославились своим творчеством за рубежом - Юрий Грунин в Казахстане, Алексей Ланцов в Финляндии, Валерий Винокуров, о котором я уже сказал, в Париже, Геннадий Русаков в Нью-Йорке. А настоящий самородок, о котором пока мало кто у нас знает, поэт Сергей Тришкин! Он родился и похоронен в селе Валгуссы Инзенского района, а всю жизнь прожил в Тольятти. Я когда-то впервые о нём услышал от Анатолия Чеснокова, который отрекомендовал Тришкина как «нового Есенина».

- Зная вас, не хотелось бы сужать ваш творческий диапазон до одного лишь составительства. Вы ведь также автор четырёх поэтических книг и как минимум трёх гимнов, не так ли?

- Может, это нескромно прозвучит, но только официальных гимнов почти пятнадцать. Кроме того, что я написал тексты гимнов Ульяновска и Ульяновской области, есть и другие. Например, гимн города Читы или, скажем, Ханты-Мансийского музея природы и человека.

- Каким же образом вас занесло в Ханты-Мансийский автономный округ?

- Легко, по Интернету. Увидел случайно - на их сайте объявлен конкурс. Прочитал пару вариантов и подумал, что могу лучше. За полдня сочинил текст, отправил. Мне прислали ответ: мол, спасибо, уважаемый, но, к сожалению, вы опоздали, приём работ закончен. Ну, думаю, и Бог с ним. Уже и забыл про это, как через две недели оттуда приходит уведомление о том, что мой вариант текста признан лучшим.

- Денег, небось, отвалили мешок?

- Ну что вы, это же совсем не коммерческий проект. Приз за участие в подобных конкурсах, конечно, полагается. Но заблуждаются те, кто думает, что мне «капают» авторские с каждого исполнения гимнов. Так что на гимнах я не разбогател. Да, впрочем, и цели такой не ставил. Как и стать знаменитым гимнописцем наподобие Сергея Михалкова. Мне интересна литературная составляющая, интересно вникнуть в особенности того места, о котором я пишу.

Продолжение следует?..

- Мы говорим о новых именах, но не считаете ли вы, что и старых поэтов и писателей, составивших литературную славу нашему краю, необходимо собрать также – под одной обложкой?

- Очень хотелось, чтобы  идея антологии  получила  своё логическое продолжение, и мы бы   издали  антологию симбирской словесности предыдущего периода, тот самый недостающий второй том. Включить в него следует не только знаменитых писателей и поэтов XIX и XX веков, но и многих забытых авторов, оставивших достойный след в литературной жизни нашего края.

Литературный десант «Книжкина неделя». Ульяновские писатели провожают Н. Старшинова (третий слева) и Ю. Лощица (в центре, рядом с Н. Благовым). Октябрь, 1978 г. Фото: АиФ/ из архива журнала «Мономах»

- Так в чём проблема? Ведь начало-то положено!

- А проблема в том, что, к сожалению, системной работы у нас не проводится, а открытие и пропаганда новых литературных имён - это лишь заслуга отдельных энтузиастов: краеведов, историков, журналистов. Недавно я встретил своего коллегу Александра Сафонова, 20 лет не виделись. Он за это время стал большим спецом в компьютерах, и у нас тут же появилась идея создать сайт в Интернете, где можно было бы разместить всех авторов антологии и их произведения. А потом постепенно добавить к ним поэтов и прозаиков 18-го, 19-го и 20-го веков.

- Интересно, сколько имён может оказаться в общей антологии литературного Симбирска-Ульяновска?

- Всего, по моим прикидкам, около трёхсот. Мы уже зарегистрировали название сайта на кириллице: отчизна-поэтов.рф. А 27 июня в 17 часов в Москве на Красной площади, в рамках Московского международного открытого фестиваля «Книги России», состоится презентация «Ульяновской словесности».

Н.Марянин и антология «Ульяновская словесность. Начало XXI века». Фото: АиФ/ Алексей Балаев

Смотрите также: