Я слышала, что в Поливановском музее хотят возродить традиции лозоплетения и там даже выращивают специальную лозу. Это как-то обусловлено исторически?
Т. Ворошилова, Ульяновск
Беседуем с заведующей музеем села Акшуат Верой Фоминой, которая задалась целью, в числе прочего, возродить в своём селе традиции лозоплетения. Этот вид народного промысла появился здесь когда-то стараниями акшуатского помещика Владимира Поливанова. Экспозиция музея разместилась в небольшом и красивом бревенчатом здании бывшего лесничества. Сначала хозяйка провела небольшую экскурсию по его залам (на самом деле, небольшим комнатам), где собраны совершенно потрясающие предметы и документы.
Почему барин любил красное?
Алексей Юхтанов: - Вера Петровна, эта экспозиция начиналась с музея сельской школы, в которой вы, собственно, и учительствовали. Как получилось, что музей перерос школьный уровень?
Вера Фомина: - Музей в школе открылся в 1982 году, до этого я много лет занималась исследовательской, собирательской работой. Потом он несколько раз переезжал из здания в здание. Последний раз помещение, где располагался музей, было отдано под детский сад. Несколько лет вся экспозиция была сложена в мешках-коробках, пока нам не определили вот этот домик бывшего лесничества.
- Но музей - это ведь не только здание? Своеобразным музеем под открытым небом является само село и его окрестности. Во всяком случае, экскурсии по ним вы водите…
- Да, это краеведческая тропа «В гостях у Поливанова». На её создание мы выиграли в 2013 году грант Русского географического общества. У нас в Акшуате есть старинный поливановский парк. После революции там был устроен пионерский лагерь. В 1991 по окончании перестройки была последняя смена, а потом всё заросло. Даже в Акшуате выросло поколение детей, которые уже не знали, что это не просто роща, а парк.
- С чего начали «тропить»?
- Мы вычистили центральные аллеи с кедрами и другими редкими деревьями, разработали краеведческую тропу – десять площадок. На каждой площадке аншлаг с какой-то информацией. «Стражники», которые стоят на страже природы и места отдыха: лавочки, беседки, мостики. Сейчас все свадьбы тут фотографируются, народ фотосессии устраивает. Парк получил вторую жизнь. А маршрут начинается с Красного мостика. Вы обратили внимание, что все мосты на дорогах области выкрашены в синий и серый цвета, а этот – красный? Это дань местным традициям, у Поливанова здесь был «Красный мостик», и этот топоним люди сохранили. С него начинались земли Поливанова. Сосновая аллея – «въездные ворота» в поместье. А к барскому дому вела Красная улица.
Некоторых туристов вожу через речку, там есть остатки винокуренного завода, который построила ещё бабушка Поливанова. Потом ездим через центр, смотрим этот архитектурный памятник – дом мастера Репки (о нём ещё скажу), смотрим школу, которая по проекту известного архитектора Августа Шодэ была построена, мастерская. И потом церковь и дендропарк. Полноценная экскурсия, полноценная тропа.
Откуда мода и комоды?
- А лоза? Почему вы решили за это взяться?
- У любого экскурсионного маршрута должны быть свои изюминки! Меня всегда интересовали люди, которые что-то делали своими руками. Я ведь окончила худграф! Если куда-то ехала - знала что подарить. Конечно, корзинку из Акшуата! Когда в селе закрылась мастерская, промысел существовал благодаря каким-то кустарям. Потом он стал умирать вместе с его носителями, другие разъехались. Идея, что промысел надо спасать, пришла ко мне лет пять тому назад.
- Это одно из ремёсел, которое «насадил» помещик Поливанов?
- Да, он был одним из самых прогрессивных, я считаю, помещиков нашей губернии. Первый частный музей - его. Он занимался и археологией, и овцеводством, и прекрасно вёл хозяйство. Когда на Западе пошла мода на плетёную мебель и утварь, когда эта мода была подхвачена на Украине, он привёз с Украины мастера Евгения Васильевича Репко, построил ему дом. В 1911 году открыл мастерскую лозоплетения, где обучались мальчики. Плантация лозы специальная была посажена. До сих пор, кстати, пользуются этой самой лозой.
- Что изготавливали с помощью лозоплетения?
- Плели корзины, мебель. Очень много мебели. У художника Дмитрия Архангельского, по-моему, есть в воспоминаниях, как утром в семье Поливановых завтракали все на веранде, в плетёной мебели. И старушки рассказывали, что когда приезжали гости, на берегу пруда была молодая роща берёз, в этой роще гости сидели как раз в такой плетёной мебели местного производства.
Кто освоит ремесло?
- Какими силами и средствами возрождать будете?
- Какие вы видите перспективы? Полноценное товарное производство?
- В перспективах – наша ремесленная мастерская лозоплетения. Не производство, конечно. Мы не возродим даже то производство, которое было при лесничестве.
Мне это видится так. Сюда будут приезжать обучаться туристы. Среди жителей села есть желающие. У нас есть два дома-интерната, там молодые ребята с удовольствием будут этим заниматься. И есть пенсионеры, дом престарелых. Мы и на эту категорию рассчитываем, тоже будем с ними работать.
Вот на этот большой вспаханный участок перед музеем будем высаживать лозу.