На заборе изображают лишь непотребство, а татуировки – это что-то тюремное. Со стереотипами былых времён легко расправляется свободный художник-профессионал.
Разрешали рисовать на уроках
А. Юхтанов: Сергей, художества – это наследственное?
С. Хохрин: В общем-то, да. Хотя отец больше связан с производством. А вот мама – художник. Она преподаёт в детской художественной школе. Мой брат Макс получился веб-дизайнером. Он ладит и с техникой, и с художествами. А я стал простым художником.
- Значит, призвание?
- Наверное. Хотя, сказать, что я с самого детства хотел рисовать, тоже нельзя.… Родители, грубо говоря, дали мне карандашом по лбу и сказали: «Рисуй!» И я начал рисовать, особо не увлекаясь. Решили даже, что все это бесполезно и отдали меня в спорт. Восемь лет я занимался дзю-до, получил «КМС». Но параллельно у меня проявился настоящий интерес к рисованию. Теперь уже я рисовал всегда и везде. На уроках –прямо в тетрадях, на полях. И учителя разрешали мне это. Они убедились, что это меня не отвлекает. Наоборот – так я лучше усваиваю урок. Я был единственный, кому это позволялось.
Учиться в колледже было сложно, там среди всех «белых людей» – один я такой «цветной» (демонстрирует татуировки на руках, которые и так бросаются в глаза – А.Ю.) Обязательно был пирсинг какой-нибудь или серьга. Обязательно надо было выделиться из толпы. Такой принцип – не хотелось быть, как все.
«Цветной»
- Откуда это взялось?
- Из чувства противоречия. Потому что мне это запрещали. И я сопротивлялся…
- А тебе не говорили: хочешь выделиться – выделяйся другими качествами?
- Естественно! Но я по натуре противоречивый человек. Если я хочу, то добьюсь своего. Я доказывал, что при всей своей внешности я могу добиться больше, чем серая масса, и меня будут уважать не за то, какой я снаружи, а за мои качества. С годами так и получилось. Люди, с которыми мы учились, говорили потом: «Слушай, а ты, оказывается, нормальный парень». Я понимаю, почему меня сходу не принимали: люди, которые по внешности похожи на меня, часто безответственны, у них нет цели… Но я не такой.
Фанат Леонардо
- Времяпровождение с бутылкой пива на скамейке…
- … это не моё. У меня - круг друзей, не принимающих такого варианта – впустую тратить время. Занимаемся всем - от элементарного карандаша до музыки. Я стараюсь по максимуму использовать творческие способности. Мне всегда это было интересно. Картины маслом – это классно, здорово...
- Ты выбираешься на этюды?
- Да, но маслом я сейчас редко рисую… Акварелью, гуашью…
- Пейзажи?
- Сейчас редко. Вот когда я поступал в УлГУ, на факультет культуры и искусства, там приходилось много рисовать именно пейзажей. Когда я туда поступил, преподаватель тоже сразу обратил на меня внимание. Потому что все сидели там такие «порядочные». Я другой. Я из стульев составлю себе какой-нибудь «агрегат», краска брызжет во все стороны, музыка гремит… А преподаватель говорит: «Ты молодец! Вот так и надо рисовать!» Цель-то на самом деле не в том, чтобы всё было чинно и аккуратно. Главное, чтобы получилась картина. Чтобы было классно и здорово! А не то, чтобы вписаться в стандарт – «как у всех».
- Тем не менее: законы перспективы, построение предметов, цветовые отношения… Это же надо изучать!
- Что касается законов перспективы - их слишком стандартно объясняли. Мне это было неинтересно. Если делается рисунок, нужно при построении какие-то там линии очерчивать, строить всё изображение, а потом переходить к отдельным объектам. Я всегда делал наоборот: брал определённый предмет, прорисовывал его, и после этого уже знал, куда лучше «поставить» другие предметы. От него и строил перспективу. Именно от этого создаётся живость картины. Рисуешь – и вкладываешь душу в рисунок. Получалось-то, по сути дела, одно и то же. Но смотрелось абсолютно по-другому. Мы с мамой сравниваем наши портретные работы. Я прорисовываю саму черту характера. Она удивляется: «Как ты это делаешь?»Я могу ошибиться в пропорциях, но характер всегда будет видно. А именно в этом заключается смысл картины. Я большой фанат Леонардо да Винчи, его рисунки очень отличаются от рисунков других художников…
- Они как раз очень академичные, выстроенные «по науке»…
- Леонардо и сам по себе «академик». Он и медик, и конструктор… Но его штрихи ни один человек не сможет повторить. Это особые штрихи, полукруглые…
- А кто у тебя еще среди художников – путеводная звезда?
- Репин… Пластов…
- То есть, как ни странно – всё-таки реалисты.
- Ну да. Сейчас начинают спорить про Пластова: а был ли он на самом деле гениальным художником. Не знаю, гениальный он или нет, если многим людям нравятся его работы, он уже хороший художник.
В России не хватает красок
- А вот эта страсть разрисовывать гаражи и заборы. Откуда это пошло?
- Из того же чувства противоречия. От серых тонов нашего города. Люди ходят и смотрят на эту серость, отсюда и настроение депрессо́вое. В России не хватает красок. И тут - большое поле для разных художеств. Можно показать себя, сделать улицу ярче, красивее. Человек идёт и видит: серый асфальт… серая стена… серый гараж… Бац! – яркое пятно… И он смотрит на него. Сразу появляется какая-то мысль, и настроение само по себе автоматически меняется. Достоевский говорил: «Красота спасёт мир». Вот мы и спасаем. Во всяком случае - город от серости.
- С хозяевами объектов стычки случались?
- По-первости само собой, по глупости… И стычки, и непонимание: «Что за фигню вы тут затеяли?» Потом мы стали действовать иначе. Стали подходить к хозяевам и предлагать свои эскизы. Если он одобряет, то мы рисуем. А лет восемь назад бегали просто так с баллончиками. И с полицией были у нас проблемы - нас просто штрафовали. Теперь мы придерживаемся того, что если хотим рисовать, то нужно это делать законно.
- Вы продолжаете традиции тех граффити, которые возникли в 60-е, во времена хиппи? Или совершенно что-то своё делаете?
- История граффити разноообразна. Еще в Киевской Руси царапали надписи на церквях, если было какое-то недовольство государством. А в своем современном виде граффити пошло с Америки в 60-е.
- «Цветочков» там особых не было…
- Ну, наши «цветочки» - это уже заказы. Люди делают заявки, говорят: нам нужно то-то и то-то… У нас в Ульяновске это не так развито. Вбольших городах постоянно организуются какие-то фестивали на официальном уровне. У нас тоже бывает, но редко. Я даже первое место занял по граффити – это было, наверное, года три назад.
Наколка для мамы
- Граффити - понятно, а увлечение татуировками откуда взялось?
- Тутаировки это на самом деле большое искусство. Я только с годами этим овладел. Семь лет назад я начал этим заниматься, и только через годы начал понимать, насколько это сложно. Сейчас это приравнивают к хирургии. Мы проводили недавно тату-битву, это была первая тату-битва в Ульяновске, которую мы организовали. Приезжали люди из разных городов, второе место занял мастер, который обучал меня татуировкам. Показали свой класс, свой уровень. У нас много ребят, которые занимаются этим, и довольно-таки хорошо.
- Как рождаются сюжеты для татуировок?
- Каждый татуировщик хочет выделиться. Многие лишь срисовывают готовые сюжеты, копируют иероглифы – и сами не понимают, что они значат. Может быть, какой-нибудь ценник в китайском магазине. Моё преимущество – что я сам художник. Маме сделал ма-а-аленькую такую татуировочку. После этой процедуры она сказала, что больше на это не пойдёт. Она это сделала скорее из уважения ко мне. (Далее Сергей демонстрирует мнет свои татуировки – А.Ю.) Вот три доминошки – это я сам и два брата моих. На моем теле семь роз. Семь – символичное число для меня. На удачу, на счастье. Есть у меня связанная с граффити татуировка. В марте у меня родится дочка, уже заготовлено место под соответствующий сюжет.
- Удачи тебе, новых ярких идей и образов.
- Спасибо!
Смотрите также:
- Классик фотопублицистики о вождях и эпохах. Интервью с Валерием Щеколдиным →
- Лидолия Никитина: «За 30 лет в Ульяновске ни разу не влюбилась» →
- Виктор Чижиков: «Мне не интересна морковка на закате!» →