Пожалуй, за последние полтора года областные и муниципальные власти ни одному вопросу не уделяют столько внимания, как поддержке предпринимательства.
Ни проблемы с отопительным сезоном, ни социальная поддержка малоимущих, ни инвестиционные проекты, ни культура и образование не вызывают столько дебатов и громких заявлений с высоких трибун, как вопросы содействия малому и среднему бизнесу.
Имущество «прячется» в ОГУПах
Это, в принципе, понятно. Оттого, насколько комфортно будет чувствовать себя предпринимательское сообщество, во многом зависит состояние экономики региона, наполняемость казны и, в конечном итоге, благосостояние граждан.
Одной из антикризисных мер по поддержке предпринимательства стало преимущественное право предпринимателей на приватизацию тех объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые они арендуют, - на основании закона 159-ФЗ, принятого Государственной Думой еще в августе позапрошлого года.
Как утверждает директор департамента поддержки предпринимательства Руслан Гайнетдинов, в регионе порядка семисот объектов, арендуемых предпринимателями, и по значительной части из них они уже реализовали свое право преимущественной приватизации. Согласно информации Комитета по управлению городским имуществом, в прошлом году предприниматели Ульяновска приватизировали 106 объектов муниципальной собственности, а в начале текущего года процесс даже ускорился – за январь и начало февраля в собственность бывших арендаторов перешло 33 объекта, и еще по восьми документы находятся на согласовании. Есть, правда, в этой светлой статистике и темная сторона: в списке реально приватизированных объектов практически отсутствуют те, что находятся в областной собственности.
Проблема в том, что большая часть областной недвижимости находится в хозяйственном ведении унитарных государственных предприятий, а их руководство предпочитало «стричь» арендную плату или просто придерживать активы, чтобы потом «выбросить» их на рынок. Кстати, подавляющее большинство ОГУПов были и остаются малоэффективными, а часто даже убыточными предприятиями. По версии ряда предпринимателей, и создавали-то их еще во времена губернаторства Юрия Горячева только ради того, чтобы «спрятать» областное имущество от банков, чтобы оно не стало залогом по тем многочисленным кредитам, которые брало областное правительство на покрытие бюджетного дефицита.
«Раскачка» продолжается
Ровно год со дня принятия закона прошел в дискуссиях и прениях. Потребовались многочисленные обращения предпринимателей и в Законодательное Собрание, и к губернатору, и к федеральному инспектору, и даже письмо к Президенту Российской Федерации, чтобы летом прошлого года в областном правительстве состоялось совещание, на котором было принято волевое решение: приватизации быть! Причем деньги от реализации имущества должны поступать не на счета ОГУПов, где они могли либо неэффективно использоваться, либо вообще «раствориться», а непосредственно в областной бюджет.
Но до конца действия закона осталось всего пять месяцев, и предпринимательское сообщество вполне обоснованно опасается, что и оставшееся время будет потеряно.
Впрочем, как утверждает Руслан Гайнетдинов, эти опасения напрасны, и до 1 июля вопрос по большинству объектов решится. Проблема еще и в том, что во многих районах области муниципальная собственность еще просто не оформлена документально, а значит, и нет юридических оснований для приватизации. Однако, по его же словам, и в этом нет ничего неразрешимого: в Государственной Думе уже прорабатывается вопрос о продлении срока действия закона 159-ФЗ – именно для того, чтобы было время на преодоление всех возникших трудностей.
Смотрите также:
- Ульяновскому Заксобранию – 20 лет. Вспоминают депутаты разных созывов →
- На гособеспечении в Ульяновске останутся немногие →
- Коммунисты против мэра... →