В борьбе за демографические показатели власть делает ставку не только на повышение рождаемости, но и на развитие туристической инфраструктуры в городе, а значит, на малый и средний бизнес.
Что общего у демографии с туризмом?
Между этими понятиями только на первый взгляд нет ничего общего. А на деле связь прямая: туристам может быть интересен только такой город, который интересен самим жителям. У нас с этим пока проблема: официальная статистика свидетельствует, что из Ульяновска (да и из региона в целом) уезжает молодёжь. Среди местных жителей доля людей трудоспособного возраста год от года все меньше, соответственно доля пенсионеров – больше. А это уже чисто демографические показатели. Да, растёт рождаемость, снижается смертность, но это вряд ли исправит ситуацию, если миграционные процессы не изменят направление или хотя бы темпы.
По данным Ульяновскстата, за шесть месяцев этого года за счёт миграции внутри России мы потеряли более двух тысяч человек, а приобрели – 1200, но это уже за счёт приезжих из стран СНГ. Эксперты НИЦ «Регион» в одном из своих исследований отмечали, что из Ульяновска уезжают самые перспективные слои населения – и с демографической, и с экономической точки зрения. Это молодые семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, где взрослые, как правило, имеют хороший профессиональный статус и ищут для жизни города, где можно реализовать свои возможности и потребности. Их решение покинуть родные пенаты, как правило, осознанное, и они не возвращаются. Другая категория невозвращенцев – выпускники школ. На августовском Совете по демографической политике Ульяновской области прозвучала рекордная цифра: в этом году 30% выпускников ульяновских школ уехали учиться в другие регионы. И дело не в качестве образования, их тоже тянет в города, где есть что посмотреть, куда сходить, где жизнь представляется более насыщенной и интересной.
Что показать гостям?
Куда бы в Ульяновске вы повели гостей города? Этот вопрос «АиФ» предложил десяти респондентам, и у всех ответы совпали как минимум по трем позициям. Набережная на Венце и мемориал, улица Гончарова, музеи Заповедника имени В.И. Ленина, как правило, попадают во все туристические маршруты. Сколько времени потребуется, чтобы показать гостям Ульяновска городские достопримечательности и не утомить их однообразием экскурсии? Ответ на этот вопрос у каждого свой, и он достаточно точно определяет, насколько нам самим интересен город, в котором мы живём.
В планах власти - значительно повысить градус этого интереса. По мнению регионального министра экономики Олега Асмуса, к 2023 году в Ульяновске будет создан туристический кластер, и мы сможем привлекать миллион туристов в год. То есть речь идёт о создании качественного туристического продукта и соответственно – туристической инфраструктуры. И тут особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес (МСБ) – это та самая лошадка, которая должна вывезти красивую идею из мира грёз на грешную землю. Готова ли она к этому?
Из чего расти?
Глава города Марина Беспалова в конце прошлого года утвердила перечень приоритетных направлений в развитии малого и среднего предпринимательства на территории города в период с 2014-го по 2016 годы. Первая позиция в нём - «развитие инфраструктуры внутреннего туризма, деятельности гостиниц и ресторанов». Но сами бизнесмены в этом году традиционно вкладывали средства, прежде всего, в оптовую и розничную торговлю.
По сравнению с августом прошлого года индивидуальных предпринимателей в городе стало на 2% больше, юридических лиц – на 3%. Это свежая информация Комитета по предпринимательству администрации Ульяновска. То есть сектор малого и среднего бизнеса в областном центре продолжает расти, как и в целом по региону. Это что касается количественных показателей.
Анализируя качество малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области по итогам прошлого года, Ульяновскстат отмечает, что, несмотря на общий рост сферы предпринимательства, численность людей, работающих там, снижается. В среднем на одном малом предприятии (включая микропредприятия) в прошлом году было занято 6,1 человека (в 2012 году – 6,9 человека).
Предприниматели, на которых власть делает ставку в создании местного турпродукта, видят несколько причин, которые тормозят развитие их бизнеса (об этом они не раз говорили на круглых столах, которые организовывал «АиФ»). Это непредсказуемость федерального законодательства, непомерное налоговое бремя и дефицит кадров. То есть тема опять же закольцовывается на демографии. Экономике города нужны молодые силы, а молодёжи нужны города, где интересно жить.
Мнение эксперта: не лучшие времена
- 60% субъектов малого бизнеса в Ульяновской области работают в сфере розничной торговли. И этот рынок сейчас переживает не лучшие времена: статистика за семь месяцев 2014 года года показывает падение объёмов розничной торговли в регионе на 0,1%. Прежде всего, это связано с тем, что население региона сокращается за счёт миграции и стареет. У пенсионеров платёжеспособный спрос значительно ниже, чем у работающих людей, так что доля малобюджетных потребителей в регионе растёт.
Второй фактор — это серьёзная конкуренция со стороны крупных сетевых ритейлеров. Они вымещают малый бизнес из ключевых сегментов рынка.
Вряд ли концепция развития туризма в Ульяновске может дать новые точки роста для малого бизнеса. Ульяновск развивался как индустриальный город, здесь нет особых достопримечательностей, а значит, бизнесу нет смысла делать ставку на туристов и развивать досуговую сферу. Местному населению эта сфера неинтересна из-за низких доходов. В 2013 году по уровню доходов наш регион занимал 70-е место в России из 83 возможных.
Мнение власти: нужны свежие идеи
- Уровень развития города во многом зависит от качества бизнеса, который работает на его территории. Ведь малый и средний бизнес — это, с одной стороны, инструмент формирования комфортных условий жизни горожан, с другой - инструмент формирования сильного среднего класса в городе. Чем больше сильных предпринимателей, тем интереснее будет город. Это особенно актуально сегодня, когда город ставит задачи развивать туристическую инфраструктуру, привлекать на свою территорию как можно больше гостей. Наш комитет разработал механизм предоставления из бюджета города на безвозмездной основе субсидий действующим субъектам малого и среднего предпринимательства. Субсидии предоставляются по результатам конкурсного отбора проектов. Их могут получить и юридические лица, и индивидуальные предприниматели.
Мы стараемся всячески поддерживать молодёжное предпринимательство. Ведь в молодёжной среде всегда есть свежие идеи.
Нужен туристический продукт
Олег Владимиров, архитектор, член областного градостроительного совета
Чтобы Ульяновск стал интересен самим горожанам и приезжим, нужна консолидация различных видов бизнеса. Нужно терпеливо приводить в порядок фасады домов, организовывать рекламное пространство, создавать информационные буклеты, сувенирную продукцию, развивать уличную торговлю, разнообразные точки общепита. Необходимо концентрировать усилия на комплексном развитии конкретных туристических маршрутов, создавая мощный синергетический эффект. Если мы ждем в гости китайцев, значит, у нас должна появиться азиатская кухня, навигация на китайском языке и многое другое. Люди любят гулять по центру, заходить в разные магазинчики, отдыхать в небольших кафе. Уличная торговля должна быть была насыщенной, только тогда она сможет конкурировать с такими крупными торговыми центрами, как «Аквамолл». А для Ульяновска эта тема особенно актуальна: вся история развития мирового градостроительства свидетельствует, что крупный торговый центр, построенный недалеко от центра города, вымывает мелкий бизнес. В таких городах центр города становится полупустым и неинтересным для туристов. Дальнейшее развитие «Аквамолла» только обострит эту проблему в Ульяновске. Мелкий бизнес в состоянии выдержать эту конкуренцию, если совместными усилиями будет создана действительно высококачественная городская среда в центральной части Ульяновска.
ТОП бизнес-направлений, интересный власти:
-развитие инфраструктуры внутреннего туризма, деятельности гостиниц и ресторанов;
-развитие пригородной зоны г. Ульяновска;
-дополнительное образование детей;
-деятельность в области спорта;
-благоустройство, озеленение, ландшафтный дизайн;
-услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, оказания бытовых услуг;
-инновационная деятельность:
-производственная деятельность;
-ремесленная деятельность.
Направления интересные бизнесу:
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования,
предоставление социальных и персональных услуг,
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг,
транспорт и связь,
гостиницы и рестораны,
обрабатывающие производства.
Смотрите также:
- Губернаторский резерв - резерв будущего →
- Город «осчастливили» стратегией →
- Туризм – долгие деньги →