Местные жители похоронили тела и сохранили память о самолёте ПС-84 и 24 и его погибших пассажирах.
Мог убить туман
У этой истории в нынешнем году двойной юбилей: 75 лет со дня крушения самолета и 30 – с тех пор, как «Дело о катастрофе самолёта ПС-84 №1841608» было рассекречено. В 1986 году краеведы получили доступ к его документам, так стали известны подробности о рейсе и о миссии его пассажиров в начавшейся Великой Отечественной войне.
Катастрофа произошла 29 октября 1941 года в 16 часов 20 минут по московскому времени, в районе поселка Белое озеро Николаевского района Ульяновской области. В круговерти военных событий не было времени расследовать её причины. Но версия есть: осенью в этих местах низкие тучи часто обволакивают верхушки сосен, а лес застилают туманы. Видимо, из-за густого тумана летчик потерял ориентировку, пошёл на снижение, кружась над лесом, и самолёт стал разваливаться на части от ударов о стволы деревьев.
Подростки с кордона и лесник Пётр Иванович Вирясов, прибежавшие к месту катастрофы на звук умирающего мотора и ломающихся деревьев, увидели обломки самолёта и тела погибших людей.
Лесник тут же отправился в ближайшее село - Голодяевку (сейчас Дубровка), оттуда по телефону о происшествии сообщили в райцентр. На следующее утро к месту крушения самолёта съехались представители власти и милиция… Среди искореженных частей воздушного судна валялись чертежи и клише конструкций самолёта. Погибшие люди явно были военными, один из них - даже в генеральской форме. При нём нашли документы на имя генерала-лейтенанта Степана Акимова. Всего насчитали 24 тела.
31 октября на трёх нанятых у колхозников подводах тела перевезли в посёлок Белое Озеро и похоронили в братской могиле на кладбище.
Летели строить самолеты
Еще перед войной, в сентябре 1939 года, политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов». Оно предусматривало к концу 1941 года увеличить производственные мощности авиазаводов более чем в полтора раза. Было решено построить девять новых самолетостроительных заводов и реконструировать девять действующих. Война «заточила» задачи советского авиапрома под себя...
Как определила специальная военная комиссия по делу о катастрофе ПС-84, самолёт принадлежал военному представительству Государственного авиационного завода №1 и вылетел из Москвы в Куйбышев для эвакуации сотрудников Наркомата авиационной промышленности и налаживания на новом месте производства истребителей. В списке пассажиров этого важного рейса был директор и главный конструктор Киевского авиазавода Всеволод Таиров, который сыграл значительную роль в создании знаменитых истребителей И-6и И-16.
Так, деятельность авиаконструктора Таирова на протяжении многих лет находилась в забвении, его работы малоизвестны, имени нет даже в энциклопедии «Авиация», изданной в Москве. Старые работники авиапромышленности знали, что он погиб, и не более того. Ситуация прояснилась только 30 лет назад, когда дело о ПС-84 было рассекречено.
Зачем помнить?
29 октября 2016 года в Николаевский район из Самары приехала делегация ракетно-космического центра «Прогресс». Гости, местные жители и николаевские школьники, собравшиеся на митинг, вспомнили о трагедии над Белым Озером и о людях, память о которых на протяжении 75 лет в этих местах передают из поколения в поколение.
Уже в ноябре 1941 года на братской могиле поставили деревянный обелиск, который в 1959 году заменили монументом в виде усеченной пирамиды со звездой и памятной табличкой. В 2006-м возле монумента была установлена плита с именами погибших. В 2011-м, к 70-летию со дня трагедии, силами ЦСКБ «Прогресс» прежний монумент демонтировали и установили новый.
Еще прежде, чем с дела о погибшем самолете сняли гриф секретности, местные жители начали собирать и бережно хранить все сведения о трагическом рейсе и его пассажирах.
- Много лет назад вел поисковую работу наш краевед П.К. Шиндин, - пишет в «АиФ» педагог-библиотекарь Николаевской средней школы Елена КОШУРОВА. - Благодаря его кропотливому труду была налажена переписка с дочерью генерал-лейтенанта Акимова Степана Дмитриевича – Н.С. Акимовой. Вот выдержка из её письма: «…могила моего отца найдена… В захоронении участвовали Ваши родители. Кратко, что я знаю: генерал-лейтенант Акимов С.Д. в 1941 году был ранен и из госпиталя его вместе с товарищами перевозили в тыл, и самолет разбился. В то время к нам приезжал полковник Т. Афанасьев, рассказывал, но у меня погибли мамины родные и брат, мама была в тяжелом состоянии и мы не смогли выехать на могилу, да и время было тяжелое. Знаю, что в самолете был командный состав…».
Упоминание о гибели самолета ПС-86 есть в книге командира одного из первых поисковых отрядов Москвы Валерия Степанова, его историей основательно занимался ульяновский краевед Радий Губайдуллов и наверняка еще многие и многие люди, о которых редакция пока просто не знает… Опираясь на эти труды, мы еще раз вспомнили историю авиаторов, которые спешили ковать Победу, но погибли в самом начале войны. Для чего это нужно? Вероятно, для того, чтобы и через десять, и через двадцать лет слова из школьного сценария, написанного по поводу очередной годовщины катастрофы над Белым Озером, звучали искренне и на самом деле что-то значили для нового поколения россиян: «Память нужна не только им… Она нужна прежде всего нам. Ибо без памяти человек никто. Ибо не имеет права прерываться духовная история поколений».
Похоронены в братской могиле в октябре 1941-го
Всеволод Константинович Таиров – выдающийся советский авиаконструктор. С августа 1935 года Всеволод Константинович работает на киевском авиазаводе № 43, создаёт свой собственный опытно-конструкторский отдел (ОКО).
В 1938 году Таирову по его инициативе поручили создание одноместного двухмоторного бронированного истребителя. В 1940 году вышла двухкилевая модификация - Та-3, которая была рекомендована к серийному выпуску с основным назначением - истребитель самолётов и танков. Гибель Таирова резко затормозила подготовку Та-3 к серии, и работы по самолёту были прекращены.
Генерал-лейтенант Степан Дмитриевич Акимов. За участие в советско-финляндской войне был награждён орденом Ленина – высшей наградой СССР, а за прошлые заслуги имел два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды. Он был одним из наиболее подготовленных командиров Красной армии. В августе 1941-го командовал 48-й армией под Ленинградом. 10 октября назначен командующим 43-й армии. Ему предстояло организовать оборону на рубеже Боровск–Малояровлавец–Калуга.
23 октября 1941 года (по другим сведениям 22 октября) на ближних подступах к Москве в тяжёлых оборонительных боях на реке Нара в деревне Корсаково генерал Акимов был тяжело ранен. 29 октября отправлен из Москвы в тыловой госпиталь и погиб в авиакатастрофе.
Подполковник Николай Фегервари. Первый пилот последнего рейса самолёта ПС-84 №1841608 родился в Венгрии, участвовал в Венгерской революции и становлении Венгерской Советской Республики. После её падения был политзаключённым. Советское правительство вызволило его из тюрьмы. В 1924 году он окончил Московскую высшую военную авиационную школу лётчиков, служил в строевых частях ВВС. С декабря 1939 года он лётчик-испытатель военной приёмки Московского авиационного завода № 1, испытывал первые советские самолёты-невидимки АИР-4 и ПС, первый советский истребитель Ил-400, разведчик-бомбардировщик Як-4, истребители И-153, Миг-1 и МиГ-3.
В годы Великой Отечественной несовершеннолетнего сына Бориса Фегервари, по просьбе вдовы Николая Бертолоновича, взяла к себе в полк командир авиационного 101-го полка Валентина Гризодубова. Служа мотористом в лётно-подъёмном составе Фегервари-младший прошёл всю войну, готовя самолёты к боевым вылетам.
Марцелюк Михаил Иванович, старший лётчик-испытатель ГАЗ № 1. Полковник Михаил Марцелюк (на фото – в форме полковника авиации) был вторым пилотом самолёта. Полковник в должности старшего лётчика-испытателя принимал участие в испытаниях истребителя И-200 – прототипа истребителей МиГ-1 и МиГ-3.
В конце сентября 1941 года он был в составе военного представительства ГУ ВВС КА на Государственном авиационном заводе № 1.
...А ТАКЖЕ:
Галицын Георгий Петрович, военинженер 2-го ранга
Галкин Тимофей Иосифович, представитель ГУ ВВС на ГАЗ № 1
Матвеев М.П., военфельдшер
Кривошапкин Николай Иванович, начальник отдела ГАЗ № 1
Симанович Максим Никитович, начальник цеха ГАЗ №1
Комаров Алексей Прохорович, начальник цеха ГАЗ № 1
Петров Сергей Дмитриевич, начальник цеха ГАЗ № 1
Ходак Залман Израилевич, начальник цеха ГАЗ № 1
Цветов Василий Иванович, начальник цеха ГАЗ № 1
Силаев Николай Иванович, начальник техбюро ГАЗ №1
Илюшин Григорий Николаевич, технолог ГАЗ № 1
Ермолаев Фёдор Дмитриевич, бортмеханик ГАЗ № 1
Зернов Александр Михайлович, военинженер 2-го ранга
...КРОМЕ ТОГО
Из двадцати четырёх погибших семеро остались безымянными.
От редакции
Подготавливая этот материал к печати, мы хотели, чтобы как можно больше людей (особенно молодых) узнали трагическую историю авиаторов, память о которых сохранили и хранят до сих пор наши земляки. А ещё – в надежде, что она получит продолжение. Наверняка остались родственники погибших авиаторов, есть люди, которые располагают какими-то сведениями о них. Важны любые подробности. Ждём вашего отклика.
В тему
100 слов о моём деде
Евгения Свиязова, Ульяновск
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
Уважаемые читатели!
Это могут быть короткие рассказы «Сто слов о…». (Помните, как в 2015 году мы все вместе вели так полюбившуюся всем рубрику «70 слов о Победе»?). Или фронтовые воспоминания, рассказы, очерки о тех, кто ковал нашу Победу 1418 дней в горячие сороковые. И, конечно, мы ждём от вас фотоматериалов – исторических мгновений, запечатлённых на пожелтевших от времени карточек.
Вплоть до 9 мая 2017 года ваши материалы будут выходить на страницах «АиФ». А в День Победы мы все вместе встанем в одну колонну и пройдём с портретами близких. «АиФ» берёт на себя изготовление штендеров с портретами.
Ваши воспоминания, рассказы, 100 слов о ваших близких родственникахучастниках ВОВ по электронной почте aif@mosaica.ru или обычной по адресу ул. К. Маркса, 41 с пометкой «Бессмертный полк».