Опросили коллег в редакции и медиахолдинге. Ни один из них такого названия села не слышал.
По вере и по шерсти
Западная граница Николаевского района. Здесь более 300 лет стоит село Кочкарлей: в 25 километрах от рабочего посёлка, возникшее на реке Бекшанка примерно в 1686 году.
Из архивных данных: «В июле 1686 года Симбирский воевода Матвей Алексеевич Головин, исполняя царский указ, распорядился отправить на речку Бекшанку синберенина Гаврилу Копылова. Он должен был произвести межевание «порозжей земли», пожалованной служилым людям Никите Лукину и Ивану Ладе. И 1686 года 19 июля в день основания села синберенину Гавриле Копылову Синбирского уезда деревни Кочкарлей служилый чувашенин Утейка Мохаев, да той же деревни Кочкарлей ясашным чувашин Чилейка Яшкин, да той же деревни ясашная мордва Митька Салтанов, Естька Бикаев, Балтайка Пиямчасов оказали по своей вере и по шерсти, о которой порозжей земле бьют челом Великим Государям Никита Лукин да Иван Лада: о диком поле, что в Синбирском уезде, по реке Бекшанке, подле дач Игнатия Новокрещена и отводной земли, та порозжая в поместье, и в оброк, и в вотчину – никому не отдана, от засечных крепостей ни в ближних местах и ни новопосещенному граду Сызрани не приписана…».
В 1686 году в Кочкарлее жили мордва и чуваши, часть из них относилась к разряду ясашных крестьян, другая – служилые люди. По ревизии 1723 года в Кочкарлее было 38 чувашских дворов-174 человека, в Эзекееве – 5 дворов – 50 человек. Причём в Эзекееве проживали только служивые люди. В архивном фонде Сената имеется «Ведомость о причастных к Адмиралтейству иноверцев Синбирского уезда», где упоминаются жители деревень Кочкарлей, Эзекеево, Верхний Метлей и Большой Сайман. Из неё мы узнаём, что в Кочкарлее учтено 143 души, это те люди, которые принимали участие в заготовке строительного леса для Каспийского флота.
Прикрывали сиротство
Екатерина II Указом от 7 ноября 1775 года предписывала в каждой губернии открыть особые приказы общественного призрения. Было установлено, что престарелые, дряхлые и увечные члены сельского общества, не могущие трудом приобретать пропитание, «призреваются за счёт крестьянских обществ».
В 1894 году в Сызранском уезде Земство решило построить дом для богадельни (приют) в с. Кочкарлей. В то время говорили: «И церковь не строй, а сиротство прикрой, да нищету пристрой». В 1918-1920 годах гражданская война задела и кочкарлейскую богадельню. Из-за отсутствия средств она была закрыта. Даже старожилы сегодня не укажут места, где стояла богадельня «Святой Ольги».
В 1904 году в селе была построена новая церковь – из красного кирпича. Церковь строили всем селом. Жителей обложили налогом: каждой семье нужно было сдать определённое количество яиц, белки которых необходимы были на изготовление раствора для кладки стен церкви. Получилась она удивительной красоты. Рядом вырос и дом для причта (служителей религиозного культа: священника, псаломщика, диакона). До сих пор в этом полуразрушенном здании сохранилась лепнина на потолках, несмотря на то, что в этом здании располагалась в советский период начальная школа, затем сельмаг.
Служил в церкви 56-летний священник Лев Морсальский, семья которого состояла из 9 человек (родственники Морсальского проживают ныне в с. Поспеловка – авт. ).
Ни о какой грамотности населения не было и речи до открытия школы в 1879 году. И здесь главную роль сыграл Морсальский, говоривший по этому поводу очень долго и много проповедей. Он окончил Духовную семинарию, был образованным человеком, преподавал для детей прихожан в земском мужском училище (в доме причта). Его внучка, Людмила Константиновна Морсальская, впоследствии также преподавала, но в женском одноклассном училище, которое было открыто в Кочкарлее в 1890 году. Дочь священника Анна Львовна в 1891 году начала преподавать в этом же учебном заведении рукоделие. Первые занятия по рукоделию было организовано на средства священника. Затем стали поступать в училище средства от уездного отделения Епархиального училищного совета. Священника постигла участь многих служителей религиозного культа – он был репрессирован («Книга Памяти жертв политических репрессий»).
Старожилы Кочкарлея утверждают, что между церковью и домом причта существовал подземный ход, который соединял эти здания (но скорее всего, это легенда).
В советское время церковь перестроили под клуб, пристроили кинобудку и спортзал. После закрытия клуба церковь начали разбирать. Сегодня храм разобран до основания.
Времена «Передовика»
В 1897 году в селе проживало 1317, а в 1913 году – 1728 человек и было 269 дворов.
Перед революцией в селе были построены деревянный храм, приёмный покой, арестантский дом; с 1879 года работала земская школа, а с 1890 года – женская церковно-приходская школа, которая помещалась в церковном здании; имелся постоялый дом или земский станционный пункт, который содержал 4-х лошадей; были и Богадельня, метеорологическая станция, частная народная библиотека (бесплатная), которая открывалась по праздникам, а летом была закрыта, так как крестьяне были заняты в сельском хозяйстве.
В 1929 году в селе образован колхоз «Передовик», который объединил все единоличные хозяйства села. Государство выделило колхозу денежную ссуду для покупки лошадей. Ещё шла война, а в колхозе уже началась напряжённая работа по восстановлению и подъёму хозяйства.
Сегодня в селе нет ни больницы, ни школы. Люди живут преимущественно своим хозяйством или выезжают в соседние населённые пункты на заработки. В селе когда-то было 4 улицы, около 1,5 тысяч населения, а сейчас… от одного жилого дома до другого более 500 метров пустоты!
Языком цифр
Земельных угодий стало 5 260 гектаров, в том числе 4 580 гектаров пашни. Ежегодный валовый урожай составлял 30-35 тысяч центнеров зерна. Колхоз имел крупные животноводческие фермы, где содержалось более 3 тысяч голов различного скота, имелась высокодоходная птицеводческая ферма.
В 1962 году центральную усадьбу перевели в село Чувашский Сайман, где построили новое правление колхоза, машинный двор, мастерские, столовую, склад и другие объекты. Пущен радиоузел, по которому передавали объявление, назначались наряды, распоряжения. На фермах улучшилось водоснабжение. На Чувашскосайманской ферме вырос молочный комплекс. В 80 домах колхозников появился газ. Были заасфальтированы дороги. В 1978 году построили новый кирпичный гараж на 35 автомашин. Радостью для жителей села было открытие детского сада на 75 мест в 1980 году.
Смотрите также:
- Утрата храма и души. Церковь в Прислонихе решено восстановить →
- Святыни и памятники села Шаховское (10.07.2012) →
- В Елшанке восстанавливается храм →