Нотариусы в Симбирске появились одновременно с городом

Больше, чем в столице

Едва на берегу Волги возникла крепость Симбирск, практически сразу же в ней появились предшественники современных нотариусов – площадные подьячие. Это была особая категория грамотных людей, не состоящих на государственной службе, но действующих под контролем государства.

Площадные подьячие работали обычно на главной городской площади, рядом с приказной или земской избой, и за договорную плату оформляли для просителей челобитные, судебные бумаги и прочие юридические акты: закладные и заёмные кабалы, вотчинные и дворовые купчие и иные крепости, служилые кабалы и отписи на возврат беглых крестьян и бобылей...

   
   
Монастырь

Появление такой категории служащих в Симбирске было неслучайным. Одновременно со строительством крепости шла активная колонизация всего края. Сюда прибывали поселенцы, которые наделялись пашнями, сенными покосами и другими угодьями, свои земельные наделы получали царские бояре и служилые люди. Практически сразу же эта недвижимость стала продаваться, обмениваться и наследоваться. Конечно же, такой оборот имущества требовал документального оформления, в том числе и в виде нотариальных документов – грамот на владение недвижимыми имениями, актов перехода их из одних рук в другие, межевых планов и т.п.

Такой объём официальных бумаг создал благоприятные условия для роста численности площадных подьячих. И уже к 1670 году в Симбирске их работало уже около 30 человек – больше, чем на Ивановской площади столицы!

Несмотря на то, что от тех времен осталось очень мало документов (частые пожары не способствовали сохранности архивов), история сохранила имена многих симбирских площадных подьячих второй половины XVII века: тогда нотариальную службу несли Тихон Гневышев, Василий и Иван Москвитиновы, Григорий Харламов, Иван Собинин, Тимофей Тюрин, Василий Безсонов, Иван Несговоров, Василий Попов, Никита Брянский и другие.

Симбирский кремль XVIII в. (фрагмент гравюры). Ульяновский краеведческий музей

Благотворитель и попечитель

Самым известным подьячим Симбирской площади, оставившим заметный след в истории города, был Пётр Иванович Муромцев. Начав карьеру в 1680-х с «кормления пером» в артели площадных подьячих, к началу XVIII века Пётр Муромцев перешёл на госслужбу и долгие годы заведовал крепостной книгой в Симбирской приказной избе, а затем - в воеводской провинциальной канцелярии.

Однако прославился он в первую очередь не как чиновник и человек, сколотивший крупное состояние. Муромцев слыл человеком благочестивым и набожным, не жалел средств на церковную благотворительность и попечительство.

В 1697 году, ещё служа по нотариальной части, он купил землю под Симбирском, на реке Свияге, «для строения под церковь Божию и под монастырь» и на свои же средства построил деревянную Благовещенскую церковь, кельи для монахов и деревянную ограду. В 1701 году в симбирских документах уже упоминается «новопостроенный Благовещенский мужской монастырь», которому до конца своих дней Муромцев оказывал поддержку.

В 1720-1722 годы на территории Благовещенского монастыря вместо первой деревянной церкви Пётр Иванович выстроил каменный четырёхпрестольный Благовещенский собор с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и московских святителей чудотворцев Петра, Ионы, Алексия и Филиппа, после чего монастырь иногда в документах стали именовать Покровским, а позже именно это название стало основным.

Умер Пётр Иванович Муромцев в конце августа 1728 года, попросив похоронить его в монастыре, в приделе московских чудотворцев, что и было исполнено.

Чернильницы XVIII века. Ульяновский краеведческий музей

Известная фамилия

Современником Муромцева был ещё один человек, фамилия которого, вне всякого сомнения, известна каждому жителю нашего города.

   
   

В документах, относящихся к Симбирску, в 1720-1721 годах, впервые встречается введённое Петром I слово «нотариус» – название должностного лица в Симбирской канцелярии земских дел. А должность эту в Симбирском земском суде в те годы занимал дворянин Иван Исаевич Киндяков.

Об Иване Киндякове, чей отец был первым в роде Киндяковых, мы знаем очень немногое. Канцеляристом при нём служил его сын – Афанасий Иванович Киндяков. Что интересно, работа канцеляриста по своему содержанию была ближе к современной нотариальной деятельности, чем должность нотариуса петровских времен.

Позднее Афанасий Иванович поступит в канцелярию Второй Закамской экспедиции, сформировавшейся в Симбирске. В той же экспедиции вместе с канцеляристом Афанасием Киндяковым служил писарем Иван Иванович Гончаров, дед будущего известного писателя. Судьба свела вместе и их потомков: Иван Александрович Гончаров дружил с правнуком нотариуса, Львом Васильевичем Киндяковым, и часто посещал усадьбу Киндяковых. Благодаря этому в романе «Обрыв» можно встретить описание старого заброшенного дома, выстроенного ещё нотариусом Иваном Исаевичем Киндяковым.

Чернильницы XVIII века. Ульяновский краеведческий музей

История и современность

В истории ульяновского нотариата было ещё множество интересных событий и ярких личностей. Ей посвящена книга Татьяны Громовой «Историческая хроника нотариата Симбирской губернии –Ульяновской области», подготовленная Нотариальной палатой Ульяновской области.

Говорится там и о реформах Александра II, и о нотариате советского периода, и о возрождении свободного нотариата. В 2013 году отмечалось 20-летие принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, а в 2014 году такую же круглую дату будет праздновать и наша региональная нотариальная палата.

Основы законодательства о нотариате способствовали созданию в Российской Федерации института частнопрактикующих нотариусов – свободных и независимых, объединённых в единую систему. Сегодня нотариат – это важный элемент правовой системы государства. Ульяновские нотариусы – тоже часть этой системы. Они отличаются не только высоким профессионализмом, но и активно внедряют в свою работу современные технологии, участвуют в правовом просвещении населения, оказывают бесплатную юридическую помощь, занимаются благотворительностью.

Владенная выпись на землю Бориса Ивановича Толстого (первая страница). 14 августа 1729. Симбирск. Ульяновский краеведческий музей

С момента возникновения Симбирска и по сегодняшний день нотариусы вместе с земляками творят историю родного региона и фиксируют её в своих документах. Девиз нотариата гласит: «Lexestquodcumquenotamus» («Удостоверенное нотариусом – закон»). Это значит, что многие легенды нашего края благодаря многим поколениям нотариусов превратились если не в законы, то, как минимум, в достоверные свидетельства своей эпохи.

 

Смотрите также: