Загадки и тайны хутора Холмы: иссоп и шалфей разводил симбирянин Воейков

«Морозные цветы» Воейкова – самые обычные октябринки © / Из архива АиФ - Ульяновск / АиФ

Со дня рождения известного ученого-ботаника Александра Воейкова исполнилось 135 лет. 

   
   

21 декабря 1879 года (2 января 1880 года по новому стилю) самое большое «дворянское гнездо» Сызранского уезда Симбирской губернии в селе Фабричные Выселки Самайкинской волости разбудили крики новорождённого малыша.

Факт:
Воейковы на симбирских землях появились в начале XIX века: дед Александра Воейкова – Иван Фёдорович получил здесь имение за разрушенную подмосковную усадьбу во время нашествия Наполеона.
В семье банкира и владельца первого асфальтового завода в России Дмитрия Ивановича Воейкова и дочери археолога и нумизмата А.В. Толстого Ольги Александровны родился мальчик, названный Александром: по традиции Воейковы это имя давали старшему сыну в семье.

Учился Саша Воейков в школе для детей рабочих суконной фабрики в Самайкино, основанной его же отцом. Но 4 декабря 1896 года главы семейства Дмитрия Ивановича не стало, и вдову вместе с детьми забрал к себе его старший брат – учёный-климатолог с мировой известностью, профессор Петербургского университета Александр Иванович Воейков. Спустя 3 года его племянник окончил гимназию историка Я.Г. Гуревича и поступил к нему же на естественное отделение физико-математического факультета, где увлёкся ботаникой.

Герб рода Воейковых

На равных с Мичуриным

Первая научная работа Александра Воейкова вышла в свет в 1900 году: в журнале «Плодоводство» он опубликовал статью о развитии плодоводства во Владимирской губернии.

Факт:
В 1872 году в школе Д.И. Воейкова инспектор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов провёл Первый уездный съезд учителей.

Каждое лето Воейков приезжал домой и в отцовском саду проводил опыты по акклиматизации плодовых культур, которые выписывал по почте из российских и зарубежных питомников, выменивал семена у известных садоводов России, Европы и США, или привозил из разных уголков губернии. Так, в 1900 году в саду дворян Терениных в Буинском уезде он нашёл неизвестный ему сорт сливы. Воейков пересадил его к себе и через 3 года переслал черенки Мичурину, на что Иван Владимирович писал, что сорт получился от «зелёного ренклода, с которым имеет сходство, но в форме листа и вкусе плодов отличается» и назвал его «ренклод Воейкова».

Дворянский дом в имении Воейковых. Фото: АиФ/ Из архива АиФ - Ульяновск

   
   

Мечта детства

В 1904 г. Александр Воейков в долине реки Томышёвки на 4 участках площадью 7,7 гектар заложил питомник, со всех сторон защищённый от ветра холмами, который назвал «хутор Холмы». Здесь он проводил акклиматизацию и селекцию плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений, привезённых из Сибири, Средней Азии, Японии и Северной Америки.

Окончив учёбу в 1906 году, Воейков женился на дочери редактора «Правительственного вестника» Надежде Александровне Башмаковой. Красивая и юная, темноволосая и черноглазая девочка разделяла увлечение мужа наукой и во всём старалась ему помочь. Поэтому молодая чета переезжает в Самайкино, чтобы Александр Дмитриевич мог заниматься научной работой в плодово-сортовом питомнике.

Для развития садоводства в губернии, 6 января 1906 года в своём доме Воейков открыл трёхклассную школу садовых рабочих, которую содержал за собственный счёт. Летом обучающиеся работали в питомнике, за что получали зарплату 10 рублей, а зимой изучали общеобразовательные и узкоспециальные предметы. Занятия в ней вёл сам Александр Дмитриевич, его супруга и садовник. В июне 1907 года питомник обследовал инспектор сельского хозяйства Симбирской губернии Н.П. Надеждинский, давший ему высокую оценку: «Дело это новое, … из питомника в год продаётся деревьев на тысячу рублей, сбыт увеличивается постоянно и будет расти». После этой ревизии школа Воейкова была принята на содержание Департамента земледелия и стала получать по 600 рублей в год, что позволило построить новое здание для школы и нанять трёх новых педагогов.

Самайкинский плодопитомник имел всероссийскую известность. Здесь выращивалось более 2 тысяч видов растений. Они продавались через журналы «Симбирский хозяин», «Прогрессивное садоводство и огородничество» и по бесплатному каталогу, издаваемому Воейковым. В «Каталоге питомника на осень 1911 – весну 1912 года» предлагалось более 100 сортов плодовых культур и 300 декоративных. Учёный первым в губернии начал выращивать на продажу кухонные травы – анис, иссоп, шалфей. Некоторые из культур Воейкова (например, вяз пробковый, клён полевой, ваточник, жёлтая акация, ирга, груша уссурийская, бузина чёрная), одичали и поныне встречается в окрестностях Самайкино.

Факт:
В августе 1910 года в Симбирске А.Д. Воейков участвовал в Первом съезде поволжских садоводов, где представил гибриды персика с миндалём и вишни с черешней.

Ботаник - не профессия, а характер

С раннего утра Александр Дмитриевич пропадал в питомнике и мог целями днями никому не попадаться на глаза. Инспектор сельского хозяйства Н.П. Надеждинский отзывался о нём как о «молодом, энергичном хозяине, любящем садоводство и хорошо его знающим».

Воейков настолько был поглощён наукой, что молодая супруга была обделена его вниманием и вся её забота оставалась незамеченной. Спустя 4 года супружества Надежда Александровна развелась с мужем, и вместе с сыном (по традиции названным Александром), уехала к родителям. Позднее в одинокой жизни учёного появлялись женщины, однако, все до одной сбегали, не выдержав его характера.

Из «Каталога питомника на осень 1911 – весну 1912 года»
Ель обыкновенная – 25 коп. за 1 шт. (стоимость 2 бутылок водки). «Морозные цветы» (дикие астры) – 75 коп. за десяток (как 20 яиц). Трава иссопа: листья для солки огурцов, грибов и приготовления кваса – 50 коп. за десяток (как 450 грамм сливочного масла). «Анисовая трава» (лофант анисовый): листья с приятным запахом как приправа и для заварки чая – 10 коп. за 1 шт. (как 1 килограмм муки).

Война, революция и эмиграция

В первом бою летом 1914 года на Восточном фронте Первой мировой войны Александр Дмитриевич был ранен в руку. Комиссованного Воейкова приняли в Департамент земледелия начальником санитарной части по заготовке лекарственных растений для армии. Весной и летом 1915 года группа Воейкова заготовила 224 тонны лекарственных трав, едва уместившихся в 4 больших складах в Сызрани.

Каждое лето в усадьбе Воейковых становилось весело и шумно – собиравшаяся семья каталась на лодках и верхом на лошадях, купалась и играла в теннис, ставила домашние спектакли… Но Октябрьская революция положила конец их безоблачному существованию: летом 1918 года в Симбирск пришла Красная армия и семья Воейковых спешно ночью на нескольких подводах оставила имение и уехала вслед за отступающими белоармейцами.

Воейков оказался во Владивостоке, где преподавал на кафедре агрономии Дальневосточного педагогического института, а в 1922 году переехал в Харбин, где до 1938 года трудился на кафедре технической ботаники Северо-Маньчжурского университета. Без своего любимого занятия Александру Дмитриевичу было очень тяжело, поэтому в 1922 году на железнодорожной станции Эхо он заложил опытное поле и ещё одно в 1938 году на станции Сяолин, на которых проводил опытную работу с рисом, соей и фруктовыми культурами.

Лишившись своих питомников из-за конфликта на КВЖД и оккупации Маньчжурии японцами, Воейков, классово чуждый советской власти, стремился уехать в Россию. Помогал ему в этом известный генетик-селекционер Н.И. Вавилов. Однако арест его покровителя и начавшаяся Великая Отечественная война, лишили его последней надежды по возвращению на Родину.

Изучая климат и флору Маньчжурии, Воейков часто бывал в экспедициях, иногда с риском для жизни. В августе 1933 года у реки Сунгари его схватили хунхузы (китайские бандиты), потребовавшие от родных неимоверно большой выкуп. Требуемую сумму его сестра собирала месяц среди друзей и учеников, и даже продала семейную реликвию – платиново-золотое кольцо с бриллиантом. Учёный 4 месяца просидел в земляной яме, вынес пытки и издевательства (хунхузы гасили о пленного сигареты), что отрицательно сказалось на его здоровье: Александр Дмитриевич долгое время лечился от пневмонии, страдал от туберкулёза и 28 мая 1944 года умер от тяжёлой и продолжительной болезни в полном одиночестве и забвении…

Всемирно известный дядюшка-профессор

Александр Иванович Воейков родился 8 мая 1842 года в Москве. Ещё с детских пор в нём проснулся интерес к изучению погоды: с 8 лет он ежедневно записывал наблюдения за температурой воздуха. Получив прекрасное домашнее образование, в 1860 году Александр Воейков поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Но из-за закрытия университета, заканчивать обучение пришлось в Германии, где в 1865 году в Гёттингене он защитил докторскую диссертацию.
Факт:
Воейков знал 5 иностранных языков – английский, немецкий, французский, итальянский и испанский.

Научные экспедиции Александра Ивановича охватили весь мир – от Европейской России до Юго-Восточной Азии, от Западной Европы до Южной Америки. Их результатом стала работа учёного «Климаты земного шара, в особенности России», вышедшая в свет в 1884 году. В ней Воейков блестящее описал все виды климатов нашей планеты и впервые в мировой истории объяснил причины их образования и размещения. Эта книга – ценнейшее учебное пособие, не утратившее своей актуальности до настоящего времени.

Факт:
А.И. Воейков был убеждённым вегетарианцем и особенно любил орехи и фрукты.

Воейков открыл область высокого давления, тянущуюся от сибирского антициклона через Поволжье в Европу, названную в его честь – «ось Воейкова». Это своеобразный «ветрораздел», отделяющий тёплые ветра от холодных.

Александр Иванович прожил долгую жизнь, всецело отданную науке: он опубликовал более 1500 научных работ. Учёный с мировой известностью скончался 27 января 1916 года от воспаления лёгких, которым заразился когда нёс в типографию свой очередной труд.

 

Смотрите также: