Единство истории. Доктор наук - о празднике, который мы отмечаем 4 ноября

Игорь Харитонов / АиФ

День народного единства - праздник, пришедший на смену очередным годовщинам Октябрьской революции, но до сих пор понятый не всеми гражданами России. О корнях и причинах возникновения этой памятной даты рассказал руководитель Института истории и культуры региона АНО «ЦСИ Ульяновской области», доктор исторических наук Сергей Прокопенко.

Досье
Сергей Прокопенко. Родился в Чите 3 сентября 1957 года. В 1978 году окончил Читинский государственный пединститут им. Чернышевского по специальности «История и обществоведение». Обучался очно в аспирантуре и докторантуре в Москве. В 1985 году приехал в Ульяновск и начал педагогическую деятельность на кафедре всеобщей истории УЛГПИ им И.Н. Ульянова, где проработал 30 лет на разных должностях, начиная с ассистента, заканчивая заведующим кафедрой и профессором. В 2011 году защитил докторскую диссертацию в Институте всеобщей истории РАН. С 2013 году возглавил НИИ истории и культуры Ульяновской области. Доктор исторических наук, руководитель Института истории и культуры региона.
   
   

Идеал ищут в советском прошлом

С. Юрьев: Сергей Алексеевич, День народного единства отмечается в России уже не первый год, но есть ощущение, что для очень многих граждан он остаётся чем-то не очень понятным, не слишком близким. Как вы думаете – почему?

С. Прокопенко: По данным социологических опросов, в прошлом году о существовании этого праздника знало около восьмидесяти процентов граждан России. Так что, задача узнаваемости, в принципе, решена. Думаю, это результат, прежде всего, хорошей работы школы. Ещё лет семь-восемь назад, согласно опросам, об этом празднике знала лишь половина населения нашей страны.

- Но одно дело – знать о празднике, другое – иметь свое отношение к нему…

- Тут тоже следует обратиться к данным тех же опросов: удовлетворяет нынешнее политическое устройство государства порядка девятнадцати процентов населения, примерно семнадцать процентов ратует за торжество демократии по западному образцу, но подавляющее большинство остальных видят идеал политического устройства в прошлом – во временах Советского Союза. Есть, конечно, неопределившиеся, но их очень немного.

- Почему же тогда КПРФ обычно получает на выборах от десяти до двадцати процентов, а не все голоса тех, кто хочет назад в СССР?

- Это совсем другой вопрос. Есть такая расхожая шутка: КПРФ – это Коммунистическая партия Единой России. В большинстве граждане не считают современных «коммунистов» реальной оппозицией, а воспринимают их как элемент системы. Тем не менее, левые настроения в обществе присутствуют, и они представлены во всех поколениях – не только среди пожилых людей, но и в молодёжной среде. С другой стороны, нужно отдавать себе отчёт в том, что зачастую эта ностальгия не имеет под собой прочных знаний. Среди молодых людей, например, каждый четвёртый не смог расшифровать аббревиатуру «СССР». Но и те, кто знает, что это такое, воспринимают Советский Союз по временам брежневского «застоя» и горбачёвской «перестройки», рассказанными старшими товарищами. Хотя массовой ностальгии по очередным годовщинам Октябрьской революции, в общем-то, не наблюдается.    
   

Что касается идеи отмечать День народного единства, то это - попытка восстановить историческую преемственность. После революции 1917 года официальная история страны была разорвана на «до» и «после» «Великого Октября»: изменились обычаи, праздники, памятные даты, названия улиц... Сейчас возникла необходимость как-то восстановить в сознании людей единство периодов дореволюционной, советской и постсоветской истории. Напомню, что Государственная Дума приняла закон об этом празднике в 2005 году. А если говорить о предыстории самого решения, то инициатором идеи в сентябре 2004 года стал Межрелигиозный совет России, и саму идею озвучил Алексий II, бывший тогда Патриархом Московский и всея Руси.

Не мы первые – не мы последние

- Но зачем было отказываться от прежних праздников? Что мешало просто дополнить прежний календарь новыми «красными датами»?

- Подобные радикальные реформы происходили не только при каждой смене политического строя, но и династий. Большевики, когда пришли к власти, сделали то же самое. Тогда не только полностью изменили календарь праздников, но и снесли значительную часть памятников «эпохи царизма», заменив их новыми монументами. Перед самой революцией 1917 года в Симбирске на главной улице был установлен памятник императору Александру II, так его даже официально открыть не успели: революционные массы сбросили статую с постамента. Тогда же массово переименовывали улицы, которые до сих пор носят имена деятелей рабочего и коммунистического движений – Бебеля, Либкнехта, Люксембург, Энгельса, Маркса и так далее… Большевики понимали, что на голом отрицании далеко не уедешь, поэтому народу нужно было дать новые ориентиры. И освободившееся место царской России, страны помещиков и фабрикантов, заместили идеей международной солидарности рабочего класса.

- А если ещё углубиться в историю, то деятели Великой французской революции, даже названия месяцев изменили: октябрь - брюмер (месяц туманов), июль - термидор (месяц жары)…

- Совершенно верно! Подобное происходит не в первый и наверняка не в последний раз. Когда прекратил своё существование Советский Союз, перед руководством всех бывших республик, внезапно ставших самостоятельными государствами, встало множество проблем – и перестройка экономики, и формирование политической системы, и преодоление тяжелейших социальных последствий развала Союза. Так, если вспомнить о горбачёвской «перестройке», то главной её движущей силой была интеллигенция. Именно она и пострадала больше всех прочих категорий населения от её последствий и от «реформ» 90-х годов.

- И всё-таки, почему новый праздник был утверждён только в 2005 году, а не сразу после августа 1991-го?

- Очередь до идеологии дошла лишь после того, когда в стране относительно стабилизировался политический режим, миновал острую фазу чеченский кризис, после дефолта 1998 года экономика начала «становиться на ноги». После всего этого вспомнили об идеологии: настало время выстраивания новой преемственности, которая должна была заменить советское прошлое.

- Но сейчас это прошлое в какой-то мере возвращается.

- Любой политический режим эволюционирует. Тогда, в середине нулевых, стояла задача отодвинуть советское прошлое как можно дальше, заменить классовую солидарность общенародным единством. Теперь же - новый этап, когда отдельные элементы «советскости» встраиваются в политическое устройство страны…

- Да, политическая эклектика сейчас, что называется, «в тренде»: герб России взят из царских времён, гимн – из советских…

- Гимн у нас, конечно, не советский, но и не антисоветский. Он переходный: музыка «советская», задавала эмоциональный фон, а слова (смыслы) – другие.  В геральдике вообще много удивительного, и подобная эклектика существует не только в России, она встречается по всему миру...

Не всякая смена власти – революция

- Но вернёмся к 4 ноября. Что именно произошло в этот день в 1612 году?

- Надо учесть, что дата 4 ноября выбрана по Григорианскому календарю, как можно ближе к празднику седьмого ноября. Нынешнее 7 ноября соответствует 25 октября 1917 года по действовавшему тогда Юлианскому календарю, но и 4 ноября 1612 года также совпадает с 25 октября! Такая вот причуда календарного счёта…

- Так что, обе революции были Октябрьскими?!

- То, что произошло в 1612 году, было не вполне революцией. Тогда произошла всего лишь смена власти, но не строя. Было событие, которое официально называется «изгнание польских интервентов из Московского Кремля народным ополчением гражданина Минина и князя Пожарского».

- То есть, день, когда «ляхи» сдались?

- Не только «ляхи». Вместе с ними в Кремле сидела большая часть московского боярства. Кстати, до революции 1917 года 25 октября считалось праздничным днём. 1613 год запомнился не только Земским Собором, на котором избрали царём Михаила Романова, но и указом о праздновании Дня Победы, который Земский Собор 1649 года переименовал в Праздник иконы Казанской Божьей Матери – покровительницы ополчения.  С ней ратники шли на приступ Кремля.

- Симбирск был основан в 1648 году – через 36 лет после изгнания польских интервентов. Можно ли сказать, что события 1612 года дали импульс расширению России на восток и стали одной из причин основания нашего города?

- Если Вы имеете в виду то, что без 1612 года не продолжилось бы движение на восток, то думаю, что нет… Очередной этап территориального роста Московии/России начался ещё во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова.  Если бы не стечение обстоятельств, династия Годуновых не менее успешно добилась бы расширения границ государства, чем династия Романовых. Это часть объективного исторического процесса. Если бы ополчение Минина и Пожарского не победило, и у власти остались бы те, кто тогда засел в Кремле, в исторической перспективе это тоже принципиально ничего бы не изменило.  Генеалогические древа всех монарших домов Европы переплетались самым причудливым образом, любая аристократия была, по сути, наднациональна. В начале XVII века современные нации ещё не сформировались, и местную аристократию в значительной степени составляла ордынская и польско-литовская знать. Те же Романовы, начиная с Петра II перестали быть русскими по крови по мужской линии, после Елизаветы – по женской.

- Но одно дело – национальная принадлежность аристократии, другое – религия. В польско-литовском государстве католичество одолело православие, а в итоге возник другой народ, иная культура…

- Согласен, с этой стороны сложности могли быть. Религиозный или конфессиональный фактор на ранних этапах складывания «национальных государств» играл главную роль в формировании идентичности.  Вспомним, когда российские императоры брали в жёны европейских принцесс, принятие православия было необходимым условием подобного брака. Да и Пётр III перешёл в православие из лютеранства. К тому же, польско-литовское государство и Московское царство были геополитическими соперниками, и оставались бы таковыми, кто бы ни оказался у власти.  В принципе, избрание царём Михаила Романова – в известной степени случайность, стечение обстоятельств. Теоретически мог победить и другой претендент на престол.

- Например, тот же князь Пожарский, который раньше времени распустил своих казачков…

- Возможно. Хотя казаки (как и черносошные крестьяне севера) сыграли на стороне партии Романовых. Но я полагаю, при любой ситуации, в деталях могли быть различия, но главный вектор развития истории остался бы неизменным. Россия в любом случае продолжила бы экспансию на восток и на юг.