Это письмо пришло в редакцию незадолго до обращения Президента РФ к Федеральному Собранию, как отклик на наше предложение вспомнить День Победы 1945 года. Но насколько своевременным стало обращение Путина, понятно из строчек письма Бориса Михайловича Вагина.
Моё родное село – это Лесная Васильевка бывшего Мало-Кандалинского, потом Тиинского, а теперь Мелекесского района. В селе был организован колхоз «Красная нива», были три полеводческие бригады. В каждой бригаде был конный двор. Имелась овцеводская ферма, а также крупный рогатый скот и свиньи. В селе были замечательные плотники, столяры, кузнецы, мельники. Был колхозный сад и две пасеки. Имелась одна автомашина «полуторка». Это на ней нас, пацанов, после школьного утренника 1 мая и 7 ноября катал по селу шофёр Карпухин Фёдор Петрович. Для нас это было радостное событие. Школьных зданий было два, в одном занимались первый и третий класс, в другом – второй и четвертый. Первыми моими учителями были Каныгина Ольга Ивановна и Керосирова Анна Ивановна. К сожалению, их уже нет среди нас. В селе была церковь - кирпичная, красивая. В поповском доме когда-то был клуб. Наше село расположилось на полуострове – окружено крупными оврагами, они богаты сенокосными угодьями, а сколько там ягод! И в наши дни их собирают горожане. Лес также богат и грибами и ягодами. За селом есть родник с такой вкусной прозрачной водой. Я часто беру её домой флягами. Она месяцами не теряет своего вкуса, в ней также нет осадка. А также в селе имеется четыре пруда, богатых рыбой.
До перестройки село жило полнокровной жизнью – растили хлеб, производили молоко, мясо, яйца. Работали школа, детский садик, почтовое отделение. Работа была для всех. Таким село осталось в моей памяти. Обидно, что с перестройкой от прежнего благополучия ничего не осталось. Нет тех зданий школы, клуба, почты. Нет животноводческих конюшен, поля заросли бурьяном, они не обрабатываются даже около села. Некоторые участки зарастают лесом. Не хочется думать, что мою малую родину постигнет участь таких сёл, как Малая и Большая Ивановки, Ильинка, Вязовка, Новый Письмерь, которых уже нет на карте Мелекесского района. Родные места зовут к себе. Бывая там и сопоставляя увиденное с памятью о прошлом, очень обидно и стыдно за развал того, что было создано нашими отцами и нашим поколением. Утешает одно: если нашёлся человек, сумевший развалить Союз, найдётся и такой, который положит конец этому развалу.
А теперь напишу о том, как жили и работали в военное время. Отца взяли в армию в январе 1942 года, дома – мама, я и брат Виктор, которому было два года. Мама трудилась на разных работах - куда пошлёт бригадир. Две весны (1942 и 1943 годов) я пахал огороды на женщинах, их было семь человек, а я за плугом. Потом обучал корову, ведь всех рабочих лошадей забрал военкомат. В уборку хлебов возили снопы на коровах, работали на току, собирали колоски.
Очень хорошо помню день Победы. Пошли в школу в село Хмелёвка, был дождик, до нитки все промокли. У школы много было народу - кто плакал, кто пел. Но рады были все. Вот и закончилась война. Отец пропал без вести. Я окончил пять классов и пошёл работать в колхоз.
Вот и пришёл новый 2020 год. Ушедший год прошёл в ожидании пенсии, покупки лекарств, посещении больницы. Но я ещё жив.
Борис Вагин
Село Лебяжье, Мелекесский район
Смотрите также:
- Николай Захарчев: «Свидетельства о чуде есть даже в документах жандармерии» →
- Владимир Казанцев: «Если у человека нет цели, то все дороги попутные» →
- О чём не знали «краевешки»? Открытия николаевских школьников. →