Поэма восприятия. Ульяновский драмтеатр поставил «Семейные хроники» Аксакова

Жизнь и смерть – главное, что достойно воспоминаний. © / АиФ

16 ноября в Ульяновском драматическом театре имени Гончарова случилась очередная премьера. На этот раз главреж и худрук театра Владимир Золотарь обратился к классике отечественной литературы, при этом решив не искать лёгких путей. Для нового спектакля он взял не пьесу и не произведение беллетристики. Он решил построить драматургию на основе второй части автобиографической трилогии Сергея Аксакова «Семейные хроники» – «Детские годы Багрова-внука».

   
   

Кстати, спектакль этот, ещё будучи на стадии замысла, удостоился именного гранта президента России как проект «в сфере культуры и искусства общенационального значения». И совсем не удивительно, что за все 165 лет, прошедших со дня выхода книги, попыток сделать из неё спектакль, скорее всего, не было. Почему же решился на это главный режиссёр Ульяновского театра? Сам он поведал, что замысел возник давно – не менее двух лет назад и то, что под этот проект был получен грант, стало для него большой неожиданностью. Не последнюю роль в выборе темы сыграл и сам факт связи Сергея Аксакова с Симбирским краем, и сложность задачи – извлечь некую драматургическую фабулу из потока воспоминаний, где в один ряд ставятся события, на первый взгляд совершенно несопоставимые. «Описательная проза не содержит в себе внятного событийного ряда, некой интриги…» – признался Владимир Золотарь, из чего можно сделать вывод, что его привлекла, кроме всего прочего, сама сложность задачи.

Что же в итоге? «Балет воспоминаний», где слова, если и звучали, то как «закадровые голоса». И стоит заметить, что тот эмоциональный фон, который сопутствовал изысканной, но монотонной аксаковской прозе, удалось сделать действительно ярким, делая акцент на тех двух главных понятиях, которые составляют основу человеческого бытия, – жизнь и смерть.

На премьере значительную часть аудитории составляли школьники, и временами возникали сомнения – насколько доступен им тот язык пластики, ритма, намёков, ассоциаций, который избрал режиссёр. Соавтором Аксакова стал не только Владимир Золотарь, но и каждый из актёров. Все они поделились наиболее яркими впечатлениями собственного детства. Эти актёрские исповеди необычайно сблизили тех, кто создавал образы на сцене, с теми, кто наблюдал за этим из зала. В спектакле участвовали заслуженные артисты России Виктор Чукин и Елена Шубёнкина, актеры Виталий Мялицин, Кристина Каминская, Юлия Ильина, Алексей Гущин, Денис Бухалов, Максим Варламов, Илья Поляков, Мария Жежела, Надежда Иванова, Анна Дулебова, Юрий Гогонин, Виталий Злобин и Ксения Посохова. Вместе с ним над постановкой работали художник по свету Александр Рязанцев, балетмейстер Михаил Умнов и оператор видеомонтажа Алексей Аблязов. Впрочем, сам режиссёр на вопрос, каков процент Аксакова в данном спектакле, уверенно ответил, что всё – от Аксакова, в том числе и текст, который не произносится. Сам он определил жанр спектакля как «поэму восприятия». Впрочем, «поэма» – понятие универсальное – всё то, что воздействует на эмоции человека. Так что с таким определением не поспоришь…