Именем вождя

Фото: simbir-archeo.narod.ru

21 января – скорбная дата для почитателей личности Владимира Ульянова (Ленина). В этот день 1924 года вождя мирового пролетариата не стало. Ворвавшись во главе революционной бури в веками устоявшийся российский быт, Ульянов-Ленин (возможно, сам не желая того) принес с собой беспрецедентную волну переименований – городов, улиц, площадей, деревень и даже горных пиков. Отбрасывая старые имена, их называли в честь него самого, в честь его соратников и предшественников. Имена тех, кто впоследствии был признан оппортунистом, изымали. По земле Симбирской эта волна прошла весьма основательно, в результате чего стала та земля Ульяновской. Город был переименован в том же 1924 году, 9 мая.

   
   

Мог стать Ленинском

Горе было искренним, что видно по историческим кинокадрам похорон, ибо такое не сыграешь. Возможно, пожелания трудящихся назвать родной город Ильича его именем и не были выдуманными. Хотя документально подтвержденными - тоже. Многочисленных личных и коллективных писем симбирян, желающих стать «ленинцами» или «ульяновцами», в архивах и газетных подшивках не наблюдается. Первичная инициатива, думается, все ж исходила от «комиссаров». Имя Ленина — псевдоним, под которым он известен во всем мире - взяла себе колыбель революции, из Петрограда переименованная в Ленинград, родному же городу вождя досталась родная его фамилия — Ульянов.

«Нет Симбирска! Есть Ульянов! Осиновый кол в дворянский Симбирск! Да здравствует родина Ильича!» - гласит передовица местной газеты «Пролетарский путь» за 11 мая 1924 года, где сообщается о решении ЦИК СССР по переименованию Симбирска в Ульянов, а губернии – в Ульяновскую. Спеша объявить новость читателям, газетчики пропустили в названии города суффикс «–ск».

Впервые с инициативой смены названия города выступила 6 ноября 1923 года (то есть еще при жизни Ленина) 12-я пехотная школа, предлагая «в честь т. Ленина переименовать Симбирск в город имени Ленина, о чём возбудить ходатайство перед центром». Уже после кончины Ульянова-Ленина 24 января 1924 года состоялось объединённое собрание работников двух отделов губисполкома - они также требовали переименовать Симбирск в Ленинск, о чем и.о. предгубисполкома Орлов отправил в Москву телеграмму. ЦИК предложил другое название – Ульяновск. В ответ волостная крестьянская (!) конференция 20 марта в селе Усть-Урень Карсунского уезда приветствовала идею такого переименования. 9 мая постановление о переименовании подписали председатель ЦИК Михаил Калинин и секретарь Авель Енукидзе.

Улица кой-кого

Старые названия улиц складывались стихийно. Если строились вдоль трактов, ведущих в другие города, то и назывались по направлениям: Большая Саратовская (Гончарова), Московская (Ленина), Старо-Казанская (Красноармейская)... Другие получали названия от церквей и монастырей: Спасская, Покровская (Л.Толстого), Всехсвятская (Робеспьера), Троицкий (Краснознаменный) переулок. Названия третьих труднообъяснимы и, видимо, несут в себе имена, фамилии или прозвища первых своих жителей: Мартыновая (Радищева), Шатальная (Корюкина), Лосевая (Федерации), Лисиная (К. Либкнехта). От торговли соответствующими товарами — Хлебная (Орлова), Сенная (Дм. Ульянова), Молочный переулок... Там, где поначалу жили конные казаки, пролегли Большая (Шевченко), Малая (Воробьева) и Кривая (Назарьева) Конные улицы. А там, где первыми жителями были пленные поляки, перешедшие на московскую службу, появилась улица Панская (Энгельса). Названия были естественной частью городской истории и географии.

Переименовать нельзя менять

   
   

Сказать, что менять названия улиц первыми начали большевики, нельзя. Первая волна переименований прошла еще до революции. Большая Саратовская была переименована в Гончаровскую, Театральная – в Минаевскую, а Мартыновая (будущая Радищева) в 1913-м, к 300-летию дома Романовых, была переименована в Романовскую. Но это были «точечные» и очень деликатные изменения.

Большевики действовали иначе - по-большевистски, развернув настоящую наглядную агитацию в уличных названиях. Город несметными ордами заполонили не имевшие никакого отношения к нему Марат и Робеспьер, Энгельс и Бебель, Карл Либкнехт и Роза Люксембург… Даже писателя Гончарова, видимо, сочли «вражеским элементом», переименовав Гончаровскую в улицу Карла Маркса. Не следует, кстати, путать ее с нынешней улицей Карла Маркса, которая (в прошлом Дворцовая) на заре строительства социализма носила имя Лассаля, пока последнего не записали в оппортунисты и дали ей «освободившееся» имя Карла Маркса, после того как писателя Гончарова все ж «вернули на место». Улицей Льва Троцкого в те годы была бывшая Комиссариатская улица (называвшаяся так по комиссариатским суконным складам), позже получившая имя пограничника Кузнецова.

Не хотим жить в Соплёвке!

О том, что название своей деревни можно взять и сменить, крестьяне не подозревали. Люди рождались, жили и умирали в Соплёвках, Грязнухах и Бештановках, особо не переживая из-за неблагозвучности этих названий.

Но когда людей массово стали учить грамоте и тому, что они «не рабы», проживание в Кобелевке или на Хреновом Хуторе, стало для них просто унизительным. Советский человек не должен жить в деревне Собакино! Опять-таки, решили это сами жители деревень или уездное (районное) начальство – неведомо.

И хотя, скажем, Бештановка происходила вовсе не от отсутствия штанов, а от «беш-тау» - «пять гор», всякий намек на неприличность следовало искоренить. И вот какие изменения в результате претерпела карта губернии – области.

Дореволюционное название
Современное название
 с. Бештановка (Барышский район)                                   
с. Заречное
с. Верхние Коки (Тереньгульский район)                         
с. Сосновка
с. Нижние Коки (Тереньгульский район)
с. Белогорское
с. Грязнуха (Мелекесский район)
с. Приморское
с. Грязнуха (Ульяновский район)
с. Луговое
с. Кобелевка
с. Калиновка
с. Собакино (Тереньгульский район)
с. Красноборск
с. Соплевка (Вешкаймский район)
с. Красный Бор
с. Старые Домосерки (Инзенский район)
с. Черемушки
с. Сурский Острог
с. Первомайское
пос. Хренов Хутор
с. Лесные Поляны

 

Смотрите также: