Проект «Симбирский кремль»

   
   

Почему бы и нет?

Идея периодически принимается на ура, признается весьма полезной, ее бурно и активно обсуждают в городских и правительственных инстанциях, а потом… благополучно забывают.

- Быть может, все это потому, что мой проект не требует никаких затрат, а значит, и «пилить» здесь нечего? – недоумевает автор идеи. Действительно, в последнее время реализуются все больше проекты бестолковые и дорогостоящие…

Столб и корона

Бодаемся с Украиной за звание «родины Колобка», высасываем из пальца одну «столицу» за другой, совершенно не принимая во внимание то, что Ульяновск полон свидетельствами истории, каждое из которых может стать реальным общероссийским брендом. Таков, к примеру, симбирский кремль.

Крепость, построенная на засечной черте – тогдашней границе государства Российского, сослужила ратную службу всего один раз. Но какую службу! В течение месяца осенью 1670 года она была осаждаема повстанческим войском Степана Разина. Кремль выстоял, а разинцы были разбиты. Как ни относись к народному герою, но российская государственность тогда была спасена. Новая смута закончилась бы уж конечно не торжеством казацко-мужицкой вольницы в границах Руси, а в конечном итоге установлением в ней иноземного порядка – польского, шведского или турецкого. Как ни крути, ключевой момент российской истории! И в центре всего этого – наш город и его кремль. До сих пор об этом говорит увенчанный царской короной столб на ульяновском гербе: дворянский Симбирск как опора самодержавия - Екатерина пожаловала, спустя аж 110 лет после события.

   
   

Идея

Остатки вала и рва опытный глаз археолога легко выявляет даже в неровностях асфальта, который чуть заметно проседает на месте древних укреплений. Еще более явственно они заметны там, где асфальта нет вовсе, скажем, в сквере за памятником Карлу Марксу. Сохранились изображения и планы кремля, названия башен. Идея Александра Вискалина, неоднократно проводившего раскопки на территории бывшего кремля, заключается в следующем.

Нужно обозначить границы симбирского кремля. На тротуарной части это могут быть цветные линии на асфальте. Если асфальт собираются менять на тротуарную плитку, место, где шла кремлевская стена, можно обозначить плиткой другого цвета. Там, где газон, стену можно обозначить «живой изгородью», линией из цветов или кустарника. Обозначить таким же образом башни кремля, а также бывшие в его границах храмовые здания. Так будет отдана дань уважения снесенным Троицкому и Никольскому соборам.

И – установка на площади Ленина билборда с планом кремля. Со временем его можно заменить стелой с декоративным изображением, над этим пусть наши знаменитые кузнецы поработают. Вот, собственно, и все.

Это можно было бы осуществить уже в ближайшее время, вложив самый минимум затрат. Тогда любой житель Ульяновска и гость города мог бы прямо на месте увидеть, где кремль располагался, откуда ждали набегов ногайцев и крымцев, откуда пришел Разин и куда затем отступал. Тексты экскурсоводов, соответствующим образом откорректированные, сразу бы обрели плоть и кровь. Такие экскурсии были бы намного интереснее.

Можно сделать больше

На этом этапе, собственно, можно и остановиться. Но у идеи, впрочем, есть и развитие. И если идти дальше, то определенные средства вложить все же придется.

Одна из башен с северной стороны кремля находилась между нынешними зданием краеведческого музея и памятником Карлу Марксу – аккурат посреди нынешнего газона с голубыми елями на эспланаде, ведущей от площади Ленина к площади его же столетия. Александр Вискалин мечтает восстановить эту башню, причем непременно в натуральную величину. Занимая кусок газона, она никак не помешает движению людского потока, установка же бревенчатого сруба не причинит вреда соседним зданиям (как это случилось при попытке восстановления Троицкого собора). При обсуждении этой части идеи от представителей мэрии неоднократно звучала альтернатива – соорудить уменьшенную копию башни, как, например, в музее «Симбирская засечная черта». Это, по мнению археолога, не годится, поскольку в этом случае все будет выглядеть просто как этакая детская площадка с игрушечными домиками. Даже непонятно будет: и что это Стенька Разин не взял Симбирск? Башня должна наглядно демонстрировать величие и неприступность сооружения. В помещении башни можно было бы разместить часть экспозиции краеведческого музея – скажем, то, что относится к симбирскому кремлю и его осаде. А наверху – смотровая площадка.

Смотрите также: