Он стал инициатором пересмотра даты основания Симбирска-Ульяновска, обратившись с письмом к губернатору и мэру.
Плюс восемьсот
Председатель Ульяновского отделения Союза чувашских краеведов Николай Казаков считает, что в 2011 году нашему городу исполнится не 363 года, а 1145 лет.
Поставить вопрос о переносе даты основания города с 1648-го на 866 год от Рождества Христова ульяновского краеведа побудило мнение болгарского исследователя древностей Ангела Христова, в свою очередь, ссылающегося на свод летописей волжских булгар «Джагфар Тарихы», относящийся будто бы к 1680 году. Подтверждение этого мнения Николай Казаков находит и в преданиях чувашского народа.
В настоящее время вопрос рассматривает комиссия Правительства Ульяновской области. И хотя большинство ученых-экспертов, которым были направлены запросы, считает текст «Джагфар Тарихы» сомнительным источником, у Николая Казакова и его единомышленников есть свои аргументы.
Pro et contra
Действительно, в наличии имеется лишь русский перевод текста. При этом даты событий в нем даны по привычному нам Григорианскому, а не по мусульманскому лунному календарю. Сам документ появился во второй половине ХХ века, ранее о нем никто не слышал, никаких упоминаний о нем в других исторических источниках нет. В лучшем случае это позднейшая переработка какого-то древнего текста, в худшем – фальшивка от начала и до конца. Вопрос как будто решен, для пересмотра возраста Симбирска-Ульяновска нет оснований.
Но Николай Казаков вслед за Ангелом Христовым приводит контраргументы. Он склоняется к мнению, что текст, несмотря на свою «вторичность», все же включает в себя описание подлинных исторических событий. Ведь такой огромный массив имен и деяний, который был бы внутренне непротиворечив, взять «с потолка» не так-то просто. Многие места текста перекликаются с тем, что нам известно из достоверных источников, например, из описания путешествия Ибн Фадлана. Над подобной фальсификацией должен был бы работать целый НИИ, все сотрудники которого как минимум - кандидаты наук. Кому это нужно? Ведь и о «Слове о полку Игореве» до обнаружения рукописи в конце XVIII века никто не слышал. А сейчас и подлинника его в наличии нет: сгорел в 1812 году. Но лингвистический анализ показал несомненную подлинность «Слова». С булгарским «Джахар Тарихы» - в чем-то очень схожая история, считает Николай Казаков.
Николай Казаков о себе
- Я родом из Татарстана, Дрожжановский район, деревня Новое Ильмово. Когда учился в школе, у меня появился интерес к изучению истории родного края. Тогда нам учителя ни о какой Волжской Булгарии вообще ничего не говорили, хотя жили мы совсем рядом от Болгар – древней столицы этого государства. В седьмом классе я задал себе вопрос: неужели в наших местах не было ничего достойного внимания? И я решил написать историю села Новое Ильмово. Многое тогда узнал. Гораздо позже, когда переехал в Ульяновскую область, меня стали интересовать все упоминания о Симбирске до официальной даты его основания. Говорят: Казань – древний город. Или Тетюши. Я считаю, что Симбирск был не менее важным центром Волжской Булгарии.
О чем говорит летопись
Свод «Джагфар Тархи» издан в Софии в 2001 году. Вот некоторые сведения из этой книги, которые приводит Николай Казаков:
«Симбир – булгарский балик (укрепленная крепость), основанный в 866 году, булгарская губерния эпохи первого эмирата (636 – 1236 гг.)».:
«…город находился в округе Мардан – Нур Сувар. Дороги в Буртас – Симбир находились под присмотром мардан – буртас и обслуживались булгарами. Царь Алмуш посетил Симбир и велел построить дополнительные укрепления крепостями и рвами. Для строительства укрепленных линий направил суварцев, дали им земли и территорию велел назвать сувар…». Мардан-буртасы и суварцы – это различные народы, населявшие страну. Последние считаются предками современных чуваш.
В тексте действительно содержится огромный массив информации. Нет, например, в официально признанных документах никаких сведений о возвращении багдадского посольства в 922 году из Волжской Болгарии обратно в Халифат. А в этом тексте есть, и довольно подробные.
«Мы в это верим»
Основываясь на этой летописи, а также на собранных им народных преданиях, чувашский краевед заявляет в своем письме ульяновским губернатору и мэру:
«Нынешний Ульяновск-Симбирск – это один из основных городов Волжской Булгарии. Здесь родились цари Отяк и Габдулла Чельбир (Чембер). Городу в следующем году исполнится 1145 лет. Надеемся, что губернатор Ульяновской области С. И. Морозов и мэр города А. П. Пинков поддержат нас в этом начинании, ведь наш город, где мы живем, древнее, чем Казань и Москва. Это так. Со временем это будет признано научным миром, и правда об основании города обязательно восторжествует. В это мы, чувашские краеведы и общественность города, верим».
Алексей Юхтанов
Смотрите также:
- Житель Ульяновска доказал, что он не «татарин», а «булгар» →
- Карамзин родился под Симбирском, а не в Оренбуржье →
- ОБЪЕКТИВный взгляд →