Вниз по Волге-реке

   
   

Когда Симбирска не было

В 2011 году есть, по крайней мере, два повода вспомнить немецкого путешественника XVII века. Ибо скончался он 340 лет назад, 22 февраля 1671 года, а по местам нашим дивным проследовал 375 лет назад, в 1636 году. Правда, летом, 20 августа.

Справка «АиФ в Ульяновске»

Адам Олеарий (нем. Adam Olearius; ок. 1599, Ашерслебен, Саксония — 22 февраля 1671, замок Готторф, Шлезвиг) — известный немецкий путешественник и учёный. Будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, записал и опубликовал свои заметки, собранные во время путешествия.

Жизнеописание

Природная его фамилия была Oehlschlaeger (Ölschläger). По тогдашней моде, он позже «латинизировал» её в Olearius. Родился приблизительно в 1599 г. в Саксонии. Отец его был портным и вскоре после рождения сына умер, оставив семью в крайней бедности. Тем не менее, упорный юноша смог получить достойное образование. Учился он в Лейпцигском университете, затем был асессором философского факультета, но ординарным профессором, как утверждают некоторые, не был. Бедствия 30-летней войны заставили Адама Олеария покинуть Лейпциг и искать покровительства у шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III. В 1633 г. Фридрих отправил посольство к русскому царю Михаилу Фёдоровичу и персидскому шаху Сефи I с целью завязать торговые сношения с Москвой и в особенности с Персией. Секретарем посольства был назначен Адам Олеарий. Главную роль здесь сыграло то, что Олеарий знал и русский язык, и фарси. Дотошность, наблюдательность и литературный талант Адама Олеария дают нам прекрасный источник по истории и этнографии Московского государства первой половины XVII века.

Веселые места

Спускаясь на судах вниз по Волге, посольство пришло, по словам Олеария, к «зеленому веселому месту». В давние времена, по рассказам, здесь стоял татарский город, называвшийся «Унеровская гора». Речь идет, несомненно, о современных Ундорах. Окрестные татары почитали это место и приходили сюда молиться на могилу некоего мусульманского святого. Местоположение Ундор указано четко: «От Тетюш 66 верст». Здесь путешественники заметили на берегу среди деревьев двух всадников и усилили охрану. Лихих людей в окрестных лесах хватало. Опасались как разбойников, так и казаков. Последние от первых отличались мало. А места здешние в те времена были в основном дикие, неосвоенные.

   
   

Рыбное изобилие

Далее секретарь посольства повествует о рыбаках из Тетюш, ловивших рыбу в этих местах и доставивших на судно утром 20 августа 65 штук больших и жирных лещей на продажу. Олеария удивило: один из этих рыбаков был столь добросовестен, что не захотел брать переданные ему по ошибке лишние 5 копеек, пока его несколько раз не попросили об этом. Описан и способ рыбной ловли на живца и на большую оловянную блесну. «Так ловятся большие белуги длиной в 4, 5 и 6 локтей; мясо их очень белое, сладкое и вкусное», - пишет путешественник. «Волга очень богата всякого рода рыбами, - заключает он. - Таким образом, русские, если только у них имеется при себе хлеб, находят по пути достаточно провизии для путешествия».

Симбирск – справа или слева?

Далее экспедиция проследовала к острову Ботемскому, который находился против мыса суши, называемого Поливным Врагом, и стала на якорь за мысом, у реки Ботьмы, которую некоторые считают рукавом реки Камы. Речь здесь явно идет о левом берегу Волги. Переночевав здесь, 21 августа, путешественники «оставили по правую сторону» еще два «веселых места». По преданиям, раньше здесь также находились города. Одно из этих «веселых мест», по словам автора, называется Симбирская гора, другое – гора Арбухим. Оба города якобы разрушил Тамерлан. Выражение «оставили по правую сторону» указывает как будто на правый берег Волги, да и гора Арбухим с древним городищем тоже расположена в правобережье, южнее Ульяновска. Но на своей гравированной карте, иллюстрирующей путешествие, Олеарий располагает место «Simberskagora» с изображением крепости как раз на левом берегу, в устье реки «Boitma».

Не положено

22 августа послы прошли мимо горы Арбухим. Здесь, по словам Олеария, виден на суше большой камень длиной с 10 локтей. На одной стороне его, как говорят, высечены слова: «Буде ты мя подымеши, добро тобе будет». По рассказам старожилов, однажды русский струг встал здесь на якорь. 50 человек, решив, что здесь зарыт клад, принялись подкапывать и ворочать камень, но ничего не нашли, кроме надписи, высеченной на нижней стороне камня: «Чего ищеши? Ничего не положено!». Автор записок указывает, что вокруг этой местности страна «с правой стороны» не очень высока и безлесна. А ведь мы знаем, что невысок и безлесен как раз левый берег! Именно «с правой стороны», по словам Олеария, повсеместно проглядывают следы городов и поселений, когда-то бывших здесь и разрушенных Тамерланом. Так о каком береге Волги идет речь – правом или левом? Об этом историки и краеведы в связи с историей еще того, древнего, Симбирска спорят до сих пор.

* * *

Через 12 лет после путешествия Олеария здесь начнется уже другая жизнь. Здесь вырастут новые города и села, а на правом (однозначно правом!) берегу будет заложен русский город Симбирск – крепость на засечной черте, тогдашней границе государства Российского.

Алексей Юхтанов

Смотрите также: