Могли и не заметить…
Разрушение этого здания было обнаружено случайно. Однажды вечером мимо него проезжал председатель комитета по культурному наследию Шарпудин ХАУТИЕВ.
Ещё четыре года назад это здание, построенное в 1889 году, было признано «объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия». Согласно действующему законодательству, снос или перестройка подобных сооружений запрещена, если они не прошли государственную историко-культурную экспертизу. Только экспертиза может определить, насколько сохранился изначальный архитектурный облик здания, не является ли оно частью градостроительного ансамбля, не связаны ли с ним какие-либо исторические события.
Естественно, никакой экспертизы не проводилось, и сейчас комитет по культурному наследию направил запросы в администрацию Ленинского района, в комитет архитектуры и градостроительства мэрии Ульяновска о том, давал ли кто-либо разрешение на снос дома. Но и в этом пока никто не признался. Запрос в управление федеральной регистрационной службы о том, кто является собственником здания, также пока остаётся без ответа.
Штрафами не запугать
7 августа Государственная дума приняла закон об увеличении штрафных санкций за подобные нарушения – штраф для юридических лиц теперь составляет от 100 тысяч рублей до пяти миллионов. И после этого в Ульяновске на 100 и 200 тысяч уже была оштрафована одна фирма и один банк, затеявшие перестройку своих офисов в исторических зданиях.
Сейчас на территории Ульяновска зданий, обладающим признаками объекта культурного наследия, порядка пятидесяти, а по всей области – не менее пятисот, и оттого, что до сих пор не определён их статус, все они сейчас подвергаются опасности разрушения. Как показал случай на улице Федерации, крупными штрафами сейчас никого не запугать. Если собственник решит, что разрушив здание и заплатив штраф, он останется в прибытке, то едва ли его остановит осознание того, что он нарушает закон, или протесты общественности. Кстати, и общественность реагирует на разрушение исторических зданий как-то очень избирательно. Ещё свежи в памяти массовые протесты против сноса аварийного «Дома Курчатова», который можно было спасти лишь одним способом – перестройкой с включением в комплекс новый застройки. А вот снос «Дом Богатырёва» никто бы и не заметил, если бы не случай...
За последние три года, по словам Шарпудина Хаутиева, таким образом в Ульяновской области было уничтожено четыре здания, которые могли быть признаны объектами культурного наследия – три в областном центре и один – в Димитровграде.
И серьёзной ответственности за это никто не понёс. По действовавшему тогда законодательству штрафы были значительно ниже, а в возбуждении уголовных дел полиция отказывает, относя данные деяния к административным правонарушениям.
Да и теперь нет законных требовать, чтобы собственник восстановил разрушенный дом на улице Федерации, поскольку тот ещё не был признан историческим памятником. Единственное, что можно сделать – заставить его построить здание, которое по своему архитектурному облику впишется в градостроительный ансамбль улицы Федерации, и то – лишь благодаря тому, что её участок между перекрёстками с улицами Карла Маркса и Можайского уже в январе планируется придать статус достопримечательного места…
Сергей Юрьев
Смотрите также:
- Ирина Зубова: «На смену историческим объектам приходят банальные «коробки» →
- Архитектура на разрыв. Чёрные дыры городской застройки Ульяновска →
- "Окаменевшая политика" →