Автомобильные войны. Кто в ответе за парковку во дворе?

Татьяна Захарычева / АиФ

«АиФ» разбирался в дворовых конфликтах с помощью адвоката, заместителя председателя Ассоциации собственников жилья Григория Калёнова.

   
   

Готовь крышу летом

25 августа вступило в силу решение Засвияжского суда по делу о падении (ещё в январе!) в одном из дворов по улице Полбина глыбы льда с козырька балкона на крышу автомобиля. Судебная практика по таким делам сложилась: как правило, управляющую компанию (ТСЖ, ЖСК) обязывают полностью возместить пострадавшему и материальный (средства, необходимые для ремонта автомобиля), и моральный ущерб. Но на этот раз суд, сославшись на неосторожность автомобилиста, снизил размер возмещения ущерба. «Из обстоятельств, установленных судом, следует, что истец припарковал транспортное средство… в месте, не приспособленном для стоянки транспортных средств…» – говорится в решении. Получается, что чётко определено, где во дворах эти места приспособлены. Тогда о чём спорим?

– Во дворах новой застройки парковка, действительно, чаще предусмотрена, но если речь идёт о старых районах, как в этом случае, то не знаю примеров, чтобы места для стоянки автомобилей были определены. По проекту они наверняка есть, но документы в большинстве случаев потеряны, – говорит Григорий Калёнов. – В Правилах благоустройства на территории Ульяновска тоже нет чёткого ответа на вопрос, где «приспособленные места для стоянки». Из этого документа известно, что нельзя ставить машины на детской площадке и на газоне. Но что такое газон? Это обозначенное бордюром место. Убираем бордюр, и газона нет.

Назрело несколько конфликтных ситуаций, которые пока не получается разрешить, опираясь только на существующий закон. Они требуют обсуждения широкого круга специалистов, считает Григорий Калёнов. И мы разбираем эти ситуации по очереди.

Чьё место?

Вот типичный пример: автомобилист десятилетиями ставит свою машину на одном и том же месте в своём дворе. И вдруг его занимает сосед, который недавно купил в этом же доме квартиру. Возникает конфликт, потому что первый утверждает: «Это моё место!», второй возражает: «А где это написано?». Самые решительные собственники пытаются закреплять за собой парковочные места: ставят штанги, вешают цепочки с замком и таблички с номером машины. Но это, по сути, захват территории.

– Обращаемся к закону: высшим органом многоквартирного дома является собрание собственников. Оно может принять решение о распределении мест на придомовой территории, о строительстве многоуровневой парковки, – говорит Калёнов. – Но это цивилизованный подход к делу. А у нас сейчас – просто война.

Где парковаться нельзя?

На территории Ульяновска запрещается:

   
   

- размещение нестационарных объектов различного назначения, включая торговые, и стоянка транспортных средств на газонах, цветниках, детских, спортивных площадках, в арках зданий, на тротуарах, на обочинах автомобильных дорог общего пользования, остановках общественного транспорта;

- размещение транспортных средств на контейнерных площадках, специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;

- использование для стоянки транспортных средств проезжей части автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, тротуаров и других территорий, препятствующее механизированной уборке территории.

Источник: Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск» от 1.06.2017 г. (ст. 2.4, п. 6, 7, 10)

Жизнь за шлагбаумом

Допустим, двор сделан так, что есть возможность поставить шлагбаум при въезде. Понятно, что все обладатели автомобилей закажут брелоки, и беды не будут знать. Но есть люди, у которых нет ни автомобилей, ни «ключей» от шлагбаума. И как им быть, если нужно, чтобы к подъезду подъехала машина, скажем, с мебелью или стройматериалами. А если одинокий человек вызвал «скорую», и она упёрлась в шлагбаум?

– «Скорая» может и сбить шлагбаум, потому что речь идёт о жизни и смерти человека, – говорит адвокат. – А кто восстанавливать будет? Это общее имущество дома. Теоретически восстанавливать должны собственники. И вот тут возникнут вопросы: «Чья вина? И она вообще есть?».

Сейчас много судебных дел по этому поводу. Чтобы убрать шлагбаум, надо обжаловать решение общего собрания. Другой вариант – двор со сквозным проездом, где жильцы устраивают самодельные искусственные неровности и вообще перегораживают проезд для легковых автомобилей (закапывают газовые баллоны поперёк дороги так, чтобы только большие машины могли проехать).

– Если дорога сквозная, то она не входит в придомовую территорию, – говорит Григорий Калёнов. – А значит, убрать препятствие с дороги – это уже вопрос городской власти.

Правила есть. А толк?

Этим летом приняли Правила благоустройства города, хотя на самом деле – только подправили те, что действовали ещё в 2008 году. Определено, где машины ставить нельзя. Тогда вопрос со стороны автомобилистов: «А где можно?». У их оппонентов свои вопросы: «Что будет, если кто-то припарковался на газоне? Существует ли действенный механизм наказания нарушителя?».

– Чисто теоретически председатель совета дома или кто-то другой может вызвать участкового, который должен зафиксировать факт нарушения правил, составит протокол, и нарушитель должен его подписать. А он ушёл или уже уехал. Не открывает дверь квартиры. Вариантов масса, – говорит Калёнов. – Эту проблему можно решить с применением механизма фотофиксации. Но тогда должен быть алгоритм, как, каким устройством делать съёмку, куда отправлять фотографии и прочее-прочее…

Наша беда не в том, что нет законов, а в том, что мы пытаемся что-то делать, но не учитываем вопросы собственности, сложившейся культуры и не учитываем то, что хотим построить, убеждён адвокат:

– Правила благоустройства во многом построены на вчерашнем понимании законодательства: я не я, и лошадь не моя, всё вокруг государственное... Пришло время осознать, что есть территория жилого дома, которая определена в кадастровом паспорте, и есть собственники этой территории, которые могут и должны определить места для стоянки автомобилей. А если на придомовой территории такого места просто нет, как это часто бывает в старых дворах, то власть должна вместе с собственниками решить, где автомобилисты из этого конкретного дома будут ставить свои машины. Например, вдоль прилегающей к дому дороги. Только в случае, если эта площадка чётко определена, можно говорить, что есть «установленное место» для парковки личного транспорта, а есть «неустановленное», и исходя из этого уже можно принимать решение, кто и почему виноват.

А как у них?

Наталья Романова из Лейпцига рассказала «АиФ», как решают вопрос с парковками в Германии, где автомобилей на душу населения никак не меньше, чем в России:

– Есть дома с парковкой под домом, в подвале, но это редко. Гаражи тоже – у немногих. Мы ставим машину на специальной парковочной площадке для арендаторов квартир, она бесплатная, не огорожена, стоит только знак, что площадка для жильцов, арендующих квартиры у такой-то фирмы. Но это на окраине города. Ближе к центру и в центре города тоже есть такие парковочные площадки для жильцов, но они маленькие и платные. Площадка для парковки может быть как во дворе дома, так и недалеко от него. Когда мы жили под Франкфуртом, у нас были парковочные места вдоль дороги у дома, за каждым было закреплено отдельное место, и стоял знак «Privat». Если оно пустует, на него никто не имеет права парковать машину. У немцев с этим строго.

Если кто-то работает в этом доме, тоже может поставить себе этот знак и платить за него. Некоторые ещё пару мест берут для своих клиентов. В центре места мало, поэтому паркуются вдоль дорог, где найдут свободное место. Там стоят знаки, что парковаться можно только на один час в период, например, с 7 до 19 часов. Это для тех, кто приехал и уехал, чтобы к вечеру освободить места для проживающих здесь горожан. Днём, если паркуешь машину на час, оставляешь таймер за стеклом.

Либо оплачиваешь определённое время в парковочных автоматах и кладёшь квиток за стекло машины на видное место. Но если не успел продлить парковку с парковочным талоном или не перевёл стрелку часов на таймере, штраф порядка 15 евро. Штрафы за парковку составляют основной доход в казну от всех штрафов автовладельцев. Контролёры парковки проверяют очень часто.

В ответ на такой жёсткий контроль, немецкие автовладельцы иногда применяют схемы ухода от ответственности. Рассказывали, что бывали случаи, когда контролёр оставил штрафной квиток на автомобиле, а рядом припарковался ещё один автомобиль с нарушением. Его водитель забирает квиток о штрафе себе на машину. И если мимо пройдут контролёры, то они выпишут ещё один штраф первому автомобилю, а соседу – ничего, так как у него штрафной квиток уже лежит. Правда, эту схему уже раскусили, и сейчас, говорят, контролёры начали сверять лежащий квиток с номером машины.

Смотрите также: