Невезучий администратор

   
   

Летом 1884 года с интервалом в неделю Симбирск потрясли две дерзкие кражи.

С рабочего стола губернского директора народных училищ И.Н. Ульянова воришка стибрил пару карманных часов. А из квартиры губернского предводителя М.Н. Теренина пропали две пары атласных туфель и бинокль.

"Эх, будь я губернатор, живо навёл бы порядок!" - высказал, будто, Михаил Николаевич Илье Николаевичу. И что же - в 1887 году Государь назначил М.Н. Теренина начальником Симбирской губернии!..

"Необыкновенно милый человек"

Из 34-х губернаторов, правивших нашим краем до революции, Михаил Николаевич был единственным его коренным уроженцем. Он родился в 1839 году, в семнадцать лет поступил на службу в самый престижный полк Империи - Лейб-гвардии Конный, и семь лет спустя вышел в отставку, до конца жизни сохранив гвардейские манеры. Человек гостеприимный, хлебосольный, любитель псовой охоты, он умел произвести впечатление.

"Необыкновенно милым человеком" назвал его в письме к великому брату-композитору его соавтор-либреттист Модест Чайковский, служивший здесь. С 1871 по 1887 год дворянство избирало Михаила Николаевича губернским предводителем. Император Александр III, которому вновь назначенный Симбирский губернатор Теренин представлялся в Зимнем Дворце, сказал, что многого от него ожидает. Михаил Николаевич обещал оправдать царское доверие.

Пожары, "гриб", неурожаи

Человек предполагает одно, а получается часто иначе. Очень скоро симбирский жизнелюб угодил на тёмную полосу, и эпоха "при Теренине" стала казаться потомству одной из самых неблагополучных в жизни края.

29 июня 1888 года в Симбирске выгорело свыше 200 дворов. В тот день предержащие власти сосредоточились на важном деле, проводах в последний путь бывшего архиерея Евгения, и никак не способствовали организации борьбы с огнем. Позже Михаил Николаевич, правда, отрапортовал о блистательном сборе пожертвований: "Не только все погорельцы удовлетворены, но еще оказался остаток".

В 1889 году Симбирскую губернию посетила загадочная эпидемия. "С начала ноября начали заболевать люди какой-то новой, непонятной болезнию, - писал один сельский священник. - Врачи называют сию болезнь "инфлюэнца" - "гриб"!..

Год 1890-й выпал не слишком урожайным. За ним последовал по-настоящему страшный неурожай 1891 года, "чёрного года Поволжья". Михаил Николаевич возглавил губернский комитет для помощи населению, пострадавшему от неурожая.

В сарафаны - не рядиться!

"Неблагодарных" современников весьма повеселило одно из первых распоряжений борца с голодом. Дворянин А.П. Родионов записывал в дневник: "Один из наших Помпадуров, то есть Симбирский Губернатор Михаил Николаевич Теренин, издал на днях прекурьезный циркуляр Земским Начальникам Симбирской Губернии:

"Ввиду нынешнего неурожая наблюдать за тем, чтобы крестьянские бабы не рядились в красные сарафаны"!..

Что сие означает?! Явную ли ограниченность главы здешней администрации?.. Или явное доказательство того, что Михаил Николаевич не делает ничего без "приказания свыше", то есть своей супруги Надежды Валериановны?!! Надо полагать, что он грешен как в том, так и в другом".

Финал

В 1892 году в губернию пришла холера. Поначалу болезнь казалась фантомом вроде недавнего "гриба". Министр внутренних дел даже дал Михаилу Николаевичу особое разрешение "употребить телесное наказание за распространение ложных слухов по случаю появления холерной болезни". Но порка оказалась недостаточным методом профилактики. На пике болезни в Симбирске умирало до полутораста человек в день! Всего жертвами страшной гостьи в губернии стали 8180 человек.

Дабы дальше не испытывать судьбу и симбирян, император распорядился перевести М.Н. Теренина губернатором во Владимир. В свой родной город не очень старый, но тяжело больной Михаил Николаевич вернулся, чтобы умереть. Его не стало в декабре 1899 года. На беломраморном надгробии администратора помещена евангельская фраза:

"Поступающий по правде идет к свету".

Смотрите также: