В том, что жилищно-коммунальное хозяйство - одна из самых проблемных и "ранимых" отраслей экономики, не сомневается никто. Подавляющее большинство жителей крупных городов вправе считать проблемы ЖКХ едва ли не своими личными.
"Движение расчетов" проанализировали - и что?
Конца реформе ЖКХ не видно. Впрочем, оно и понятно - окончание реформы означало бы не только техническое обновление самого хозяйства, но и введение железной финансовой дисциплины, что не оставило бы возможностей для откатов, реструктуризаций, различных способов уклонения от уплаты долгов. Словом, пока реформа "движется", на нее можно списать и бесхозяйственность, и низкое качество услуг, а также неоправданно высокие и неэффективные затраты.
На прошлой неделе заместитель министра топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунального комплекса области Андрей Пашенцев поведал прессе об итогах проверки работы управляющих компаний Ульяновска. Была создана совместная комиссия с участием прокуратуры Ульяновской области, контрольного управления министерства финансов, министерства строительства - для подробного анализа "движения расчетов за тепловую энергию за несколько лет - с 2006 по первый квартал текущего года". Ситуация с расчетами за тепловую энергию более чем тревожная, и вопрос о том, какие перспективы ждут ульяновцев, если не будет решен вопрос по астрономическим долгам коммунальщиков перед энергетиками, уже поднимался в предыдущем номере "АиФ-Ульяновск".
Тепло в домах - ущерб экономике
Итак, выводы комиссии таковы: пятьдесят процентов управляющих компаний Ульяновска сегодня находятся в крайне сложном положении ввиду образовавшейся задолженности за энергоресурсы. Так называемый "разрыв финансирования" на 1 апреля составил 450 миллионов рублей. Причем более четырехсот миллионов из этой суммы "висит" на компании "Теплосервис", а большая часть оставшихся денег (порядка сорока миллионов) - на "Теплокоме". Что такое разрыв финансирования, Андрей Пашенцев объяснил следующим образом: это средства, которые теплотранспортеры должны энергетикам, но не подтвержденные как задолженность управляющих компаний. И образовалась эта сумма, во-первых, из-за хорошего качества отопления, во-вторых - из-за того, что отопительный сезон в этом году затянулся до 220 дней.
Так что примерно за треть из 1 миллиарда 300 миллионов общей задолженности потребители тепла брать на себя ответственность не собираются.
Кроме этого, долги накапливаются из-за того, что население предпочитает оплачивать коммунальные услуги не по сезонному принципу, а по среднегодовому показателю - по 1/12 годовой суммы платежей ежемесячно. А зимой реальные расходы гораздо выше, чем летом - так что в отопительный сезон энергетики, по сути, отпускают тепло "в кредит". Проблему, по словам Андрея Борисовича, составляет и несбалансированность нормативов потребления - в одних домах расход тепловой энергии выше, в других ниже, а норматив для всех один. Впрочем, заместитель министра пообещал, что при тарифном регулировании 2010 года это будет учтено! Правда, каким образом это будет сделано, осталось без комментариев - то ли на дома старого жилого фонда будет введен отдельный, повышенный норматив, то ли возрастет средний его показатель. В любом случае, это будет означать дальнейший рост стоимости коммунальных услуг.
Главное - контроль и учет!
Впрочем, рецепт, позволяющий избежать непонятных, не поддающихся учету затрат, существует: ставить повсеместно приборы учета - и на теплоснабжение, и на водоснабжение, и на электроэнергию. В значительной части жилого фонда Ульяновска до сих пор отсутствуют даже элементарные электросчетчики. На данный момент приборами учета тепловой энергии обеспечено только 57% жилого фонда, по водоснабжению - 65%, по электроэнергии - 65%.
Есть планы по увеличению этих показателей к следующему отопительному сезону: до 71% - по теплоснабжению, до 74% - по водоснабжению, до 79% по электроэнергии. Однако есть ряд управляющих компаний, которые преобразовались из муниципальных предприятий в частные и где приборов учета больше не стало.
Впрочем, как утверждает Андрей Пашенцев, курс ЖКХ на энергосбережение уже дает определенные результаты: с 2006 года по первый квартал 2008-го на 20% сократилось энергопотребление в Ульяновске по теплу. Однако проблемы это почему-то не решило, поскольку долги за энергию не только не исчезли, но продолжают расти.
Как их собираются отдавать? Летом управляющие компании будут взыскивать с потребителей средства, которые они недоплатили. Однако вопрос о том, как будет ликвидирован пресловутый "разрыв финансирования", так и остался без внятного ответа.
У прокуратуры работа будет
А ведь в городе есть управляющие компании, которые уже не первый год обходятся без долгов, обеспечивая почти стопроцентную собираемость коммунальных платежей. Значит, рецепт спасения, в принципе, существует, но почему-то пользуются им далеко не все. На сегодняшний день из 2800 домов, которыми управляют муниципальные предприятия, приборы учета установлены только на 120. Может быть, они рассчитывают, что их долги будут покрыты из городского бюджета? Впрочем, пытаются "химичить" и частные управляющие компании. Три из них, работающие в Новом городе, имеют долги порядка 250 миллионов, и, как утверждает Андрей Пашенцев, перед их руководством уже ставился вопрос: на каком основании происходит замена юридических лиц на одном жилом фонде? Похоже, внятного ответа не последовало, а значит, после выводов, сделанных комиссией, может появиться работа и у прокуратуры.
"Золотая жила" ждет "старателей"
Конечно, проблемы ЖКХ долгами за тепловую энергию не ограничиваются. Муниципальные предприятия, которые еще в 2005 году управляли практически всем жилым фондом Ульяновска, постепенно вытесняются частными компаниями и ТСЖ. В последнее время этот процесс активизировался. По мере реализации Федерального закона N 185 "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" ожидается серьезный приток денег из федерального бюджета на капитальный ремонт жилья. И многое зависит от того, какую цель ставят перед собой люди, приходящие в коммунальный бизнес: честно работать и зарабатывать или просто нагреть руки на очередной "золотой жиле" и вовремя смыться?
Для контроля за этим процессом региональное министерство строительства планирует создать ряд комиссий - с участием собственников жилья, Государственной жилищной инспекции, депутатского корпуса, муниципальных властей, Ростехнадзора и самих предприятий, которые будут заниматься капремонтом. Однако насколько они будут действенны? Не ограничится ли их функция "подробным анализом" ситуации? Нужны ли они вообще, когда и так существует масса контролирующих органов? Или власть настолько не доверяет себе самой и не верит в компетентность существующих структур? Вопросов возникает куда больше, чем ответов, а уверенности в светлом будущем ЖКХ не прибавляется...
Смотрите также:
- Руководители частных управляющих компаний Ульяновска о госуправлении в ЖКХ →
- Откуда же берутся долги за оплату услуг ЖКХ? →
- ЖКУльяновск: кто кому и за что должен? →