Лев Вяткин: жизнь с полной выкладкой

   
   

Лев Вяткин - кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию, судья республиканской категории, председатель городской федерации и почетный член федерации спортивного ориентирования России. Воспитал 15 мастеров спорта, написал книгу "Спортивное ориентирование и туризм", имеет две медали "За освоение целинных земель". В будущем году его трудовой стаж достигнет 50 лет. За все это время наш герой ни разу не был в отпуске.

По учительским стопам

"Отпуск мы не используем, - говорит Лев Алексеевич. - Нельзя делать перерыв в тренировках. Я встречаюсь с ребятами, консультирую их. Почти каждое воскресенье - соревнования. Сам я так и не стал мастером спорта. Просто руки не дошли. Если бы я заботился о собственных достижениях, не успел бы 15 мастеров воспитать..."

Моя мать всю жизнь работала учительницей в Старомайнском районе. И я по учительским стопам пошел в педагогический институт. Окончил его в 1960-м. У деканата вывесили списки, кто куда поедет работать. Я отметил галочкой село Малая Кандала. Меня очень задело, что больше никто эту школу не выбрал. Приехал в село, и директор сразу назначил меня начальником детского лагеря.

1 сентября пришел в школу, а мне - повестка в армию. 5 сентября я уже был зачислен в первую школу сержантского состава для ракетных войск. Отслужил два года, два месяца и два дня. Служба была не из легких. Учеба чередовалась с физподговкой - и так с утра до вечера. Вернулся в школу и начал работать с превеликим удовольствием. Вел анатомию, физиологию, ботанику и ...физкультуру. Мы с ребятами разбили огромный сад вокруг школы, ставили опыты с растениями. Например, вывели сорт помидоров, где было мало зерен и много мякоти, с картошкой экспериментировали... Всё у нас получалось.

По принципу "надо"!

Я готовился к новому учебному году... И тут заведующий кафедрой физического воспитания Ульяновского педагогического института Анатолий Вейберт, мой тренер по лыжам, позвал меня на работу в институт. Я пытался возразить, но Вейберт полушуткой сказал: "Ты - коммунист. Значит, должен работать там, где надо, а не там, где хочешь". Вот уже 16 лет подряд я провожу соревнования памяти этого человека... Он меня приучил жить не по принципу "хочу", а по принципу "надо". Именно так воспитываю своих подопечных. Кстати, и сам до сих пор живу по принципу "надо": и холодной водой обливаюсь, и зарядку делаю, и каждое утро кросс бегаю четыре километра.

В институте я понял, что моих знаний не хватает, чтобы преподавать физкультуру. В 1964 году поехал в Ленинград поступать в Государственный институт физической культуры имени Лесгафта. Конкурс был девять человек на место. Экзамены принимали на институтском стадионе. Дорожки разлинованы, флаги, музыка, все преподаватели в белых рубашках, при галстуках. Я словно в космос попал. И, к своему удивлению, показал самые лучшие результаты. В общем, меня приняли.

Учиться было легко. Во-первых, потому что интересно, а во-вторых, базовую подготовку в Ульяновске получил хорошую. У нас были прекрасные преподаватели. В институте имени Лесгафта нас обучали светилы советского спорта. Например, лыжи преподавал Баженов - тренер первой олимпийской чемпионки Любови Козыревой. Легкую атлетику по спортивной ходьбе вел бронзовый призер олимпиады 1952 года в Хельсинки Владимир Ухов...

Поскольку это было второе высшее образование, многие дисциплины можно было не сдавать, но я сдавал. Экзамен по анатомии, например, проходил так: в кабинете стояли цинковые ванны с формалином. В них - внутренние органы, конечности... Студент надевает перчатки, выуживает из ванны ногу, кладет ее на стол и начинает отвечать: четырехглавый разгибатель прикрепляется здесь и здесь, функция такая-то.

"Вон отсюда, коллэга!"

Обучение было заочное. Мы приезжали два раза в год на месяц. Во время сессии жили в общежитиях, в спортзалах. Там же тренировались, сдавали экзамены. Экзамены принимали светила. Что-то не знать было стыдно. Биохимию вел Николай Яковлев, автор учебника по биохимии спорта, такой старичок небольшого роста с редкой бороденкой и тонкими пальчиками. Курил папиросы "Беломор". Пальчики были такие тонкие, что папиросы выглядели в них, как дубинки.

У меня с ним произошел интересный случай. Экзамен принимали три доцента и сам профессор. Все стремились попасть к доцентам. Как только у профессора место освободится - никто не идет. Он взбесился. Выходит, тычет в меня своим пальчиком: "Ты! Заходи!" - и начался экзамен, который длился час двадцать. Задает вопрос, я начинаю отвечать. Он - стоп, ясно! - и следующий вопрос. Гонял по всей биохимии. В конце говорит: поставьте этому молодому человеку "отлично". Уже берет мою зачетку, чтобы расписаться и спрашивает: "Где вы работаете?" - "В Ульяновском пединституте". - "Без высшего образования?!" - "У меня одно высшее образование есть". - "И какой факультет?" - "Химбиофак"... Вы бы видели его реакцию! Как взвился! Зачетку швырнул, как закричит: "Вон отсюда!!! Что вы мне голову морочите!!! Мы же с вами коллэги!!!" Хорошо, что оценку уже поставил. Потом когда мы с ним в институте встречались, он мне протягивал свою ручонку и говорил: "Здравствуйте, товарищ Вяткин! Как ваши успехи по другим дисциплинам?" Меня студенты спрашивали даже, не родственники ли мы.

Институт я окончил на одни пятерки. Единственная тройка в дипломе была по немецкому. Язык этот с детства не люблю. У нас пленные немцы работали в деревнях. Я когда слышал эту лающую речь, меня трясло. Пришла пора диплом получать. В деканате говорят: "Пересдайте! Будет диплом с отличием!" Я отказался. Мне неважно, какой диплом, красный или еще какой. Главное, что институт мне очень много дал - за это спасибо.

"Вымогатель нагрузки"

В Ульяновске продолжал работать в пединституте на факультете физической культуры. Вел лыжи. В 70-х годах появилось в России спортивное ориентирование. А ведь в школе сержантского состава по сути мы были военными топографами. Так что это дело для меня хорошо знакомое и очень любимое. Ориентирование - это и связь с природой, и выработка самостоятельного мышления, потому что ребенку в лесу нужно самому принимать решения. В Финляндии, например, в лицеях шесть раз в неделю лицеисты занимались ориентированием. Я стал просить открыть при факультете специализацию "спортивное ориентирование и туризм".

За это меня в 1976 году с факультета выгнали. И не просто выгнали, а сказали, что я - вымогатель нагрузки, раз требую открыть под себя такие дисциплины. Просили убрать не только с факультета, а и вообще из педагогики. Я говорю, придет время, а у нас преподавателей не будет. Ушел работать на естественно-географический факультет. Стал практиковать нечто вроде второй профессии. Это же географы, с ними легче. На уроках физкультуры учил топографические знаки читать да компасом пользоваться. Но самое смешное, что буквально через две недели пришел приказ из Москвы: на факультетах физической культуры институтов открыть специализацию "спортивное ориентирование". Открыли. Вести ее поручили волейболисту. Он ко мне все время прибегал, спрашивал, что делать?.. Через 17 лет к руководству факультетом пришли мои ученики и пригласили вернуться.

Я - член той КПСС...

В 1961 году меня приняли в партию. Я уже тогда вышел из комсомольского возраста. Я партийный билет храню. Считаю, что был членом одной из лучших партий мира. А то, что ее опозорили и опошлили - это уже не наше дело.

Теперь ни в какой партии не состою. Я как был в ТОЙ партии, так и остался. В той партии, за которую отец мой погиб в Великую Отечественную, все дядья мои погибли. Эта партия нас посылала на целину, мы там вкалывали с утра до ночи бесплатно, а теперь говорят, что мы там все испортили... Понимаешь, я, конечно, не хочу, чтобы назад все вернулось, но в то время в воспитательной работе была система. Не будет системы - не будет результатов.

На лыжню нас загонять не надо!

   
   

Есть такое массовое мероприятие - "Лыжня России". Сотни людей на него сгоняют. Вот и я тоже пришел однажды. Там есть VIP-лыжня и для всех остальных, то есть сразу разделение на нормальных людей и VIP. По VIP-лыжне идет губернатор и "верхушка общества". Лыжня свободная. А по второй друг на друге едут. Я думаю: что за ерунда! Прыг на эту VIP-лыжню, покатил по ней. Смотрю, мужичок сопит рядом. Ба! Да это же Морозов! Я ему говорю: "Двухшажным попеременным ходом уже 20 лет не ходят!" А сам тихонько коньковым толкаюсь и еду. Он отвечает: "Я в последний раз на лыжах в армии стоял"... И хотелось мне ему сказать: если бы в каждой школе проводили занятия, если бы лыжи были, нас не надо было бы загонять! Сейчас в школах лыжи не ведут. В России в средней полосе в школах лыж нет! Позор! А на эту показуху тратят миллионы рублей! Вот лучше на эти деньги купите лыжи и дайте в школу и заставьте там физкультуру вести - будет больше пользы. А так - одна болтовня о здоровье детей!

Или вот еще массовое мероприятие - "Российский азимут". Это когда сотни людей со всей области сгоняют на площадь Ленина, и они по ориентированию стартуют: пединститут по периметру обогнули, отметились, считается, что они теперь ориентировщики! Это посмешище! Любого тренера спросите, получил ли он кого в свою группу после подобных мероприятий? Никого!

В реальные мероприятия надо средства вкладывать!"

Справка "АиФ"

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени Петра Францевича Лесгафта (СПбГУФК им. Лесгафта) - национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья. Основан в 1896 году в Петербурге как высшие Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, организованные Лесгафтом. В 1994 году институт получил статус академии. В 2005 году академия получила статус университета. За значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов институт в 1935 году был награждён Орденом Ленина. За подготовку резервов Красной Армии, участие в боевых операциях партизанского движения студентов и преподавателей в 1942 году - Орденом Красного Знамени. Университет является единственным гражданским вузом страны, награждённым боевым орденом. Университет - единственный среди физкультурных вузов России - является членом Ассоциации физкультурных вузов Европы. Студенты и аспиранты университета завоевали 287 олимпийских наград, в том числе 126 золотых медалей. Университет имеет свою символику: знамя, гимн, корпоративные цвета.

Смотрите также: