Кино плывет по Волге

   
   

"Симбирск. Пристань. Театр-буфет "Наяда" - гласит подпись на вековой давности открытке.

В Древней Греции наядами называли речных нимф. Театр-буфет в соответствии с названием предлагал жителям развлечения на волнах.

"Понизовая

вольница"

Легендам Волги был посвящён первый русский художественный фильм. Премьера семиминутной "исторической драмы" "Стенька Разин (Понизовая вольница)" состоялась ровно 100 лет тому назад, поздней осенью 1908 года, и прошла с невиданной помпой, при стечении блестящего общества в Большом зале Московской консерватории. Под пианино и скрипки тапёров на белом полотне воспроизводилась трагическая история удалого атамана и пленной персидской княжны, хорошо известная по песне "Из-за острова на стрежень", написанной, кстати, поэтом-симбирянином Дмитрием Садовниковым.

По современным меркам драма выглядела наивной и топорной. Волгу снимали на озере Разлив под Питером. Ражий дядька-атаман (актёр Петров-Краевский) обнимал дебелую княжну, а его ватага пировала, взмахивая громадными бутафорскими чарками. Пользуясь моментом, пока Разин выяснял отношения с ватагой (надпись на экране: "Нас на бабу променял!"), княжна бросается писать письмо возлюбленному Гассану. "Ревность заговорила", - сообщал экран, и тотчас "Стенька" неловко и неэффектно валил тяжёлую барышню в озёрные струи.

Храм

кинематографии

100 лет назад, в 1908 году, на волжские волны спустили одно из самых оригинальных судов во всей долгой истории здешнего судоходства. "Плавучий театр "Наяда" для дачи ежедневных сеансов Кинематографа и Кинофона" - таково полное название этого судна длиною в 60 и шириною около 11 метров, выстроенного в 1907 году на верфи при деревне Курза Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Владелицей оригинального корабля являлась потомственная дворянка Антонина Николаевна Ханжонкова, жительница дома

N 26 по Тверской улице в Москве. Её супруг Александр Алексеевич Ханжонков давно и прочно вписан в первоначальную историю российского кинематографа как первый в стране киноделец - владелец студии, продюсер, режиссёр, постановщик и прочая, и прочая...

С командою из пары матросов и капитана-водолива "Наяда" буксировалась от города к городу, чалясь "становым якорем и двумя врытыми в берег "мертвецами" (так называли якоря еще более внушительных размеров)". Жаждавшая оплачиваемых зрелищ и угощения публика валила по двум переброшенным на берег трапам, занимая места согласно купленным у контролёра (крестьянина Тамбовской губернии Николая Ломовцева) билетам.

Сенгилеевская "княжна"

На месте персидской княжны, утопленной в волжских водах, совершенно неожиданно для себя очутилась одна из посетительниц первого русского плавучего кинотеатра.

1 августа 1908 года "Наяда" бросила якорь у пристани уездного города Сенгилея. Залы и трапы с трудом справлялись с наплывом публики. И поздним вечером 4 числа стряслось досадное происшествие: оба трапа вдруг сорвались с борта, и вместе с ними в воде очутилась 32-летняя крестьянская вдова Авдотья Иванова Широкова. Женщина "ударилась головою, получив ушибы головы и плеча, свалилась в воду". К счастью, пострадавшую скоро извлекли из водной стихии. В числе зрителей оказался земский врач Владимир Ноинский. Он осмотрел пострадавшую и "предложил поместить Широкову в больницу и сменить белье".

Августовские ночи в наших краях мало подходят для плескания наяд...

Смотрите также: