29-й сезон играет в Ульяновском театре кукол Валентина Модина.
Премьера
Я пришла на премьеру "Аленького цветочка" специально, чтобы посмотреть на игру актрисы и на персонаж, которого в сказке Аксакова нет.
Как сказал режиссер-постановщик спектакля Михаил Майсаков, сценаристы Карнаухова и Браусевич ввели в канву сказочного повествования Бабу-Ягу, Лешего и Кикимору еще в 50-х годах прошлого века, видимо, для остроты драматизма, посчитав, что в русской сказке непременно должна быть злая сила, которую в конце побеждает добрая.
Оживить куклу
Роль Бабы-Яги досталась "ведьме" со стажем Валентине Модиной. Актриса рассказала, что первой в ее списке колдуний была Ветряная ведьма-сквозняк из спектакля "Маленькая Баба-Яга". Вездесущая и очень пакостливая - она держала в напряжении героев сказки с первой до последней минуты. А у зрителей, благодаря чувству юмора актрисы, вызывала симпатию.
Затем Валентине Геннадьевне пришлось перевоплощаться в старую ведьму из сказки "Огниво". Это совсем другой образ - степенная дама-графиня в чепце и с пенсне, но при этом хладнокровная злодейка со скрипучим голосом.
- Средствами создания образа в театре кукол являются виртуозность кукловождения, умение передать эмоции голосом, трансформация голоса, а самое главное - умение "одушевить" куклу, - говорит Валентина Геннадьевна. - Порой мне кажется, что кукла, созданная художником, оживает в моих руках и сама ведет меня за собой. Пластика куклы диктует интонации, жесты, характер.
В "Аленьком цветочке" Баба-Яга совсем не похожа на дряхлую старуху в ступе, к которой мы привыкли. Это крепкая женщина в ярком наряде с сильным голосом. Она доминирует настолько, что на премьере я услышала позади себя такой диалог: Мальчик:
- Мама, она красавица! Мама:
- Кто? Аленушка? Мальчик:
- Нет, Баба-Яга!
Мне показалось, что таким образом ребенок выразил свои ощущения от силы и мощи, исходящих от этого персонажа.
Актриса так рассказывает о работе над ролью:
- У бабы-яги одно зло идет из другого - сначала наколдовала сказочный лес и превратила доброго молодца в чудище, но когда почувствовала, что Аленушка может разрушить ее чары, сварила оборотное зелье, превратилась в няню. И как раз самое трудное в этом перевоплощении - показать, что суть-то ее осталась - не зря Аленушка говорит своей якобы нянюшке, что от нее веет холодом.
Актрисе удается в образе няни-Бабы-Яги донести до зрителя фальшь персонажа, логически выстроив линию поведения злодейки.
Стареть нельзя!
Я удивлялась силе и эмоциональной напряженности игры актрисы. Совсем другой мы видим ее в спектакле "Журавлиные перья" по японской сказке. Здесь персонаж - хрупкая женщина, готовая на все ради любимого человека. И тем сильнее ее ранит предательство. Голос актрисы звенит и прерывается, кажется, что каждое слово, каждый взмах тонких рук, похожих на крылья, будут последними...
- Требования к профессии актера очень высоки. Необходимо постоянно совершенствовать речевую технику, умение двигаться, вокал. Обязательно владеть не только тростевыми куклами, но и напольными или планшетными, марионетками. Нельзя сыграть одинаково один и тот же спектакль, один и тот же эпизод. Иногда достаточно глубокого вздоха, чтобы роль пошла по-другому... Но профессия актера кукольного театра хороша тем, что здесь можно вдоволь наиграться. Эта постоянная "игра в куклы" не позволяет нам стареть. Например, в новогодних спектаклях прошлого года у меня была роль шишечки - такой наивной, доверчивой, беспокойной, которая бережет свои кармашки с семечками. Эта роль мне очень нравится, - говорит Валентина Модина.
Актрису ждут новые интересные роли, а театр - новые премьеры.