Синдром бродяжничества

   
   

Ежегодно до полусотни ульяновских детей сбегают из дома. Некоторые из них возвращаются обратно часа через три. Другие исчезают навсегда.

На прошлой неделе посетители ЦУМа наблюдали странную картину. Три подростка 12-13 лет просили милостыню в самом крупном магазине города. Мальчишки ходили по бутикам и жалобным голосом требовали у посетителей "немного денег". Взрослые, естественно, приходили в ступор от такой неожиданной просьбы. Уж очень необычное место выбрали подростки для попрошайничества. В результате навар начинающих предпринимателей оказался невелик. Но удивляет не то, что взрослые не торопились давать детям денег, а равнодушие, с каким они обходили маленьких бродяжек. Никто из прохожих даже не поинтересовался, почему посреди дня дети находятся не в школе, а заняты освоением нового вида деятельности в магазине.

Современные дети убегают на "заработки"

Оказалось, что ребята вовсе не детдомовцы и даже не дети бомжей или алкоголиков. Все они из полных и благополучных семей. О родителях отзывались без особой эйфории, но спокойно и без ненависти. На вопрос о том, зачем попрошайничают, отвечали: "Деньги нужны". Но не на еду, а на... оплату сотовой связи, на закачку в телефон новых игр и на поездку в Казанский аквапарк, которую они решили предпринять самостоятельно. Оказалось, что дети живут и учатся недалеко от ЦУМа. Но возвращаться домой ребята не спешат. Огни столицы Татарстана манят их сильнее, чем свет родных окон.

По мнению психоаналитика Надежды Андреевой, описанная ситуация стала уже типичной не только для Ульяновска, но и для России в целом:

"Бегающие дети - это явление не сегодняшнего дня. Но если еще лет десять назад подростки удирали из дома потому, что там была неблагоприятная атмосфера, то теперь большая часть беглецов - дети, выросшие в нормальных семьях".

Где искать ребенка, если он сбежал

Современные подростки заброшены (родители сутками на работе). А это позволяет им чувствовать себя хозяевами судьбы. Иду, куда хочу. Делаю, что вздумается. Кроме того, новые жизненные ценности - "культ зарабатывания денег" - заставляют их теперь не просто удирать из дома, а отправляться на поиски "дохода". Они уходят на несколько дней, чтобы мыть машины, попрошайничать. А потом возвращаются обратно. Правда, не всегда. Иногда такая вольная жизнь приходится им по вкусу. И тогда родители вынуждены вместе с милицией отыскивать своих чад.

Вместе с инспектором по делам несовершеннолетних Татьяной Ароносовой "АиФ" решил наметить типичные маршруты ульяновских беглецов.

"Если с момента исчезновения ребенка прошло не больше трех часов, то есть смысл искать его в городе и даже микрорайоне, - рассказывает Ароносова. - Необходимо обзвонить друзей, обойти близлежащие магазины и компьютерные клубы. Случается, что ребенок просто заигрался и забыл про время. Далее нужно обследовать вокзалы и придорожные кафе. Вид одиноко сидящего ребенка здесь редко кого удивляет. А дальнобойщики народ жалостливый и щедрый на деньги. Путь из города, которым пользуются дети, - это электрички, чаще всего, на Сызрань. Но опыт показывает, что самостоятельно отыскать ребенка родителям удается редко. Поэтому сразу необходимо заявить в милицию о его исчезновении. Чем раньше это сделаете, тем больше вероятность, что ребенка найдут. Фактор времени играет здесь первостепенную роль".

Смотрите также: