Примерное время чтения: 14 минут
409

Марат Феткуллов: «Ценовая зона – механизм, позволяющий снизить износ сетей»

До старта отопительного сезона остаётся всего ничего – уже в двадцатых числах сентября в школах, больницах, а затем и квартирах горожан должны потеплеть батареи. Подготовкой города к зиме всё лето занимался Ульяновский филиал ПАО «Т Плюс».

О том, чем запомнилась эта кампания, какие изменения в ближайшие годы ждут систему городского теплоснабжения и как они скажутся на нас, потребителях, беседуем с директором филиала Маратом Феткулловым.

Запланировали – и сделали

С. Чернышова: Марат Рифатович, в связи с переходом Ульяновска в ценовую зону теплоснабжения ПАО «Т Плюс» запланировало провести в этом году беспрецедентную по масштабам и финансовым вливаниям ремонтную кампанию. Всё ли запланированное удалось реализовать или в условиях пандемии от некоторых мероприятий пришлось отказаться?

М. Феткуллов: Действительно, переход города Ульяновска в ценовую зону теплоснабжения позволил нашему филиалу привлечь дополнительные объемы инвестиций. Это 700 млн рублей, что в два раза больше, чем в прошлом году. Эти средства мы направили на повышение надёжности и качества систем теплоснабжения, а любая модернизация оборудования электростанций и сетей – это и более экономичный режим работы. Иными словами, все обязательства перед городом, которые в рамках утверждённой схемы теплоснабжения мы должны были провести в 2020 году, мы провели. Помимо этого, мы занимались работами, направленными на повышение эффективности деятельности самого филиала. В общем, всё, что было запланировано, мы выполнили, пандемия нам не помешала.

- Расскажите, какие работы по ремонту и модернизации оборудования проводились на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, и как они скажутся на надежности прохождения отопительного сезона.

- Начну по порядку – с ТЭЦ-2. Объём инвестиций, направленных на её модернизацию в этом году, превысил 300 млн рублей. В 150 млн обошёлся капитальный ремонт турбины Т-185 с выемкой ротора низкого давления, который для проведения заводского ремонта мы отправляли на Урал. Особое внимание уделялось повышению эффективности работы турбины. Благодаря проведённым мероприятиям мы надеемся сократить расход топлива, а значит, повысить экономичность работы устройства. Что получает потребитель? Безаварийное, надёжное прохождение отопительного сезона, а также качественные параметры теплоносителя для нужд систем отопления и горячего водоснабжения (ГВС).

Фото: ПАО "Т Плюс"

По ТЭЦ-1 инвестиции были чуть меньше, поскольку большой объем работы мы сделали в прошлом году. В 2020-м мы привели в нормативное состояние все котлы. На 12-м котле ТЭЦ-1, к примеру, был отремонтирован регенеративный воздухонагреватель, который влияет на его надёжность и эффективность. Помимо котлов занимались химическим отделением, электрогидравлической системой регулирования восьмой турбины, текущий ремонтом седьмой и т.д.

Такие непредсказуемые сети

- Компания отремонтировала в этом вдвое больше теплосетей чем в прошлом году, работы на каких участках были самыми сложными?

- Да, объём перекладок по тепловым сетям у нас вырос практически вдвое. Что хочу отметить: этот год один из последних, когда такое большое внимание мы уделяем магистральным сетям. Они ремонтировались всегда, оно и понятно – если аварийная ситуация произойдёт на магистральном участке, питающем целые микрорайоны, то последствия будут несоизмеримо более серьёзными, чем от аварии, случившейся на квартальном трубопроводе, тепло по которому получают один – два дома. С переходом в ценовую зону теплоснабжения мы смогли заняться и квартальными сетями. К сожалению, большая их часть находится не в лучшем состоянии, но уже в ближайшие годы ситуация изменится. В условиях альткотельной у нас появилась возможность вкладывать в замену квартальных сетей сотни миллионов рублей, а это – двадцать и более километров новых труб ежегодно.

Для компании «Т Плюс» снижение износа сетей является одним из приоритетных направлений деятельности. 13 августа мы защитили в министерстве энергетики РФ новую схему теплоснабжения Ульяновска. Там прописаны планы по развитию теплового узла и целевые показатели, к которым все единые теплоснабжающие организации (ЕТО) города (в том числе филиал «Т Плюс») должны прийти. Это сокращение сроков гидравлических испытаний и отключения ГВС, сокращение технологических потерь на трубопроводах, процент омоложения изношенных, ветхих сетей. Ценовая зона – это некий механизм, который позволяет этот износ уменьшить и постепенно привести сети в нормативное состояние.

Что касается проблемных участков… таких, наверное, нет - есть непредсказуемые. Взять, к примеру, улицу Карла Маркса. Казалось бы, рядовой ремонт, а он затянулся на три месяца. Как оказалось, в этом месте наши сети плотно соседствуют с трубопроводом МУП «Ульяновскводоканал», у которого были протечки. Прежде чем нам приступить к ремонту теплосети, необходимо было дождаться замены коммуникаций водоканала. И такие ситуации сплошь и рядом. Когда перекладываешь воздушные трубопроводы, проблем не возникает. Меняли мы, к примеру, такую магистраль напротив «Аквамолла», - уложились в сроки, никаких подводных камней там не возникало.

Фото: ПАО "Т Плюс"

- Удалось ли хоть отчасти переломить тенденцию изношенности тепловых сетей (снизить этот показатель) после ремонтной кампании этого года?

- В этом году мы переложили 11 км своих сетей, это на 40% больше прошлой ремонтной кампании. Отмечу, до этого момента мы занимались, главным образом, магистральными трубопроводами. Если такую же сумму мы будем применять к квартальным сетям, то это будет уже не 11 км, а гораздо больше. Я думаю, в ближайшие годы мы сможем при том же финансировании (300 – 350 млн рублей) ремонтировать по 25 км квартальных сетей в год.

- Большинство ремонтов в этом году проходит без отключений ГВС у жителей, и это действительно значимо и заметно. Кроме того, пандемия показала, что ресурсоснабжающие организации могут сократить сроки гидравлики, как вы считаете –  можно ли качественно провести проверку сетей за более короткий срок?

- Обязательным требованием к подрядчикам, занимающимся капитальным ремонтом и техническим перевооружением трубопроводов, является минимальное ограничение потребителей по горячей воде.  Все ремонтные работы, которые выполнялись в этом году, не доставляли жителям неудобств. Напротив «Аквамолла», к примеру, мы смонтировали временный трубопровод для обеспечения ГВС микрорайона УлГУ. Если бы мы этого не сделали, то на период ремонта жители улиц Транспортной, Водопроводной и ряда других остались бы без горячей воды. С ремонтными работами на других участках ситуация аналогичная.

А вот гидравлические испытания без отключения ГВС проводиться не могут, иное дело – их продолжительность. Надо понимать, что две недели никто трубы не прессует, давление в них не держит. Все работы проводятся локально. Если гидравлика показала, что повреждений нет, то трубу можно запускать, и мы это делаем.

Будущее – за цифровыми технологиями

- «Т Плюс» вкладывает серьезные средства (80 млн) в цифровизацию тепловых сетей. Объясните, пожалуйста, в чем эта цифровизация заключается, что было сделано в этом направлении минувшим летом, и что, в конечном счете, новые технологии дадут клиентам?

- Цифровизация – это наше будущее. В этом году мы закончили работу по установке устройств сбора и передачи данных с узлов учёта тепла многоквартирных домов (МКД) на диспетчерский пульт. В настоящее время такими устройствами в нашем городе оборудованы более 2,5 тысяч объектов. Мы можем в онлайн-режиме посмотреть, какие параметры имеет теплоноситель в том или ином доме, есть ли вопросы, связанные с температурой, давлением. Всё это позволяет нам более оперативно реагировать на жалобы потребителей. Допустим, из какого-то МКД нам поступает жалоба на холодные батареи. Благодаря новой автоматизированной системе мы можем сразу понять, характерна эта проблема для отдельно взятого дома или же для соседних домов тоже. В первом случае решать проблему должна управляющая компания, во втором (когда неполадки возникают на квартальных сетях) – наши специалисты.

Важным шагом по цифровизации централизованной системы теплоснабжения стала автоматизация насосной станции №1, что на пересечении улиц Минаева и 12 Сентября. В настоящее время все процессы здесь автоматизированы, персонал из деятельности исключён, а управление станцией осуществляется с диспетчерского пункта на Московском шоссе. На автоматизированный режим работы сейчас переводятся ещё две насосные станции (№5 и №7) и диспетчерская. Замечу: ничего общего с помещением, где сидит человек, отвечающий на телефонные звонки, наша диспетчерская не имеет. Это пункт, оборудованный современной техникой, средствами связи, автоматизации и управления. Чтобы работать здесь, специалист должен обладать достаточно широким кругом компетенций, позволяющих управлять гидравлическим режимом.

Вообще же в плане цифровизации мы находимся в самом начале пути. Наша конечная цель – управлять системой теплоснабжения в целом.

- Завершая ремонтную кампанию, вы начинаете готовиться к будущим ремонтам. Есть ли крупные проекты, которыми можно поделиться?

- Формирование комплексной программы на 2021 год мы завершили 31 августа. Отмечу сразу: объёмы средств, предназначенных под ремонтную и инвестиционную программы, превысят показатели этого года. Так, мы запланировали провести большую работу по капитальному ремонту поверхностей нагрева на котлах, регенеративного воздухоподогревателя 10-го котла на ТЭЦ-1, а также замену конвективной части водогрейного котла, которая обойдётся филиалу не в один десяток миллионов. 20 млн рублей мы направим на ремонт плотины, которая регулирует уровень воды в Свияге.

Фото: ПАО "Т Плюс"

В зоне ответственности

- Как в этом году изменилась зона ответственности «Т Плюс» как единой теплоснабжающей организации (ЕТО)? Как они повлияют на город и горожан?

- Зона ответственности «Т Плюс» как ЕТО увеличилась. За счет чего? Во-первых, от статуса ЕТО отказалось НПО «Марс» (соответствующее заявление было направлено в Минэнерго РФ). Мы, в свою очередь, подали заявление о включении его территории (а это несколько кварталов по улице Солнечной (жилые дома и два детских сада)) в зону нашей ответственности. В итоге объекты, ранее получавшие теплоноситель от котельной «Марса», были подключены к ТЭЦ-2. Помимо этого в 2020 году в зону ответственности «Т Плюс» перешла котельная «РТС Репино». В дальнейшем мы планируем переподключить её к ТЭЦ-1. Для этого нам нужно построить тепловую сеть, проектированием которой наши специалисты уже занимаются. В этой связи наша основная задача на следующий год – протянуть трубы от улицы Лесной, где находится котельная, до магистрального трубопровода, проложенного по улице Маяковского. В своё время этот трубопровод строился под центр микроэлектроники. Центр в итоге так и не заработал, в трубы остались. Несколько лет назад мы их реконструировали, сейчас они питают небольшое количество домов по улице Буинской. Мы сделали расчёты и пришли к заключению, что через этот трубопровод можно запитать и микрорайон «Репино».

- Со стартом отопительного сезона жители получат квитанции – насколько заметны будут изменения по суммам за тепло в связи с работой ресурсоснабжающих организаций в рамках альткотельной? Ранее вы озвучивали, что будет применен дополнительный коэффициент для снижения цены по потребителям – это действительно так?

- Для зон, находящихся «в заморозке», тариф не изменится. Максимальных рост (6% в год: 4% - в январе, 2% - в июле) ждёт потребителей, подключённых непосредственно к магистральным сетям и оплачивающих услугу по минимальному тарифу. Это 18-й и 19-микрорайоны. По нашим подсчётам, рост платы за тепло в двухкомнатной квартире составит 50 – 60 рублей.

При этом надо понимать, что суммы в платёжках зависят не только от тарифа, но и от того, насколько экономно расходуется энергоресурс. Если система отопления разрегулирована, и дом потребляет в разы больше тепла, чем ему нужно, то даже при достаточно низком тарифе суммы в квитанциях будут астрономические. То же самое происходит при несанкционированном разборе энергоресурса. К примеру, нами были выявлены и привлечены к ответственности «умельцы», которые сливали горячую воду из батарей, перекладывая потери на законопослушных жильцов.

Ещё один фактор, влияющий на цифры в квитанциях, - температура наружного воздуха. Чем она ниже, чем больше на обогрев квартиры требуется тепла, и, соответственно, тем выше будет сумма.

Что касается альткотельной (АК), то здесь ситуация следующая. По закону, цена АК должна достигаться за пять лет. В этом случае тариф на тепло в Ульяновске рос бы не по схеме 4% + 2%, а по схеме 4% + 4%, что критично для большей части населения. В этой связи было принято решение использовать понижающий коэффициент роста, а цену АК достичь не за пять лет, а за десять. Соответственно, и инвестиции в размере 8 млрд рублей мы бы потратили не за пять лет, а за те же десять. Ежегодный объём работ в этом случае был бы тоже вдвое больше.

Т Плюс
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах