«АиФ» выяснял, почему канатная дорога, уже построеная в Ульяновске, вряд ли когда-нибудь заработает.
Под руинами Музея СССР
Эта тема возникла не на пустом месте: на форуме «Россия – спортивная держава», который проходил в Ульяновске 10-12 октября, было подписано соглашение о строительстве в Ульяновске сразу двух канатных дорог – до нижней набережной, которой ещё нет, и на другой берег Волги.
Между тем в Ульяновске три с лишним года бездействует уже построенная канатная дорога с Венца до нижней площадки парка Дружбы народов. Она должна была открыться 12 июня 2015 года, в День города, но накануне, проверяя готовность этого объекта к сдаче в эксплуатацию, погиб директор ООО «Ленинские горки» Михаил Лузин. Достоверно установлено, что трагедия никак не связана с неисправностью «канатки» (Михаил Лузин сорвался с шестиметровой высоты, потому что пренебрёг мерами безопасности), и всё-таки с тех пор её так и не открыли.
Кому принадлежит этот объект, и если он в частной собственности, то есть ли у города намерение выкупить его, ведь он нужен горожанам и стоит на муниципальной земле? На этот вопрос «АиФ» заместитель начальника управления муниципальной собственностью администрации Ульяновска Евгений Вдовин ответил так:
– Планов по приобретению канатной дороги нет, она принадлежит ООО «Ленинские горки», с ним есть договор аренды.
Более подробный комментарий по этому поводу нам дал генеральный директор ООО «Проектная компания ПАРК», главный инвестор тематического парка «Музей СССР» Олег Гаевский:
– Я разработал концепцию размещения тематического парка на территории всего склона, включая Владимирский сад, Ленинские горки, парк Дружбы народов. Кресельная дорога должна была работать в новом проекте, она готова к пуску. Но без тематического парка «Музей СССР» дорога запущена не будет, нет смысла. Всё имущество Ленинских горок находится под моим контролем как основного кредитора.
Идея создать в Ульяновске музей СССР на протяжении многих лет была главной фишкой нашего региона. А проект создания тематического парка на склоне получил статус приоритетного. Так что помешало инвестору его реализовать?
Олег Гаевский говорит, что работать с местной властью, мягко говоря, трудно:
– Если заходит иностранец, да ещё на промзону, там всё проще. А вот делать что-то в городе, особенно в центре, – всё равно, что могилу рыть. Мешает инвесторам местная власть, которой мало пиара, она хочет иметь с проектов больше, чем инвестор заработает. И сразу, ещё до запуска. Бывает, что договоры аренды разрывают (у меня такое тоже произошло), могут отозвать подпись на трёхстороннем с федералами соглашении. У инвестора нет никаких гарантий от непредсказуемости местных властей… Не исключаю, что демонтирую подъёмники и увезу, мне предлагают варианты.
Только воспарить
Соглашение о строительстве двух канатных дорог, подписанное на спортивном форуме, выглядит настолько же фантастическим, как и актуальным. Областному центру давно нужна не только «канатка» с верхней набережной на нижнюю, но и сама нижняя набережная, которой у Ульяновска, наверное, единственного из городов на Волге, до сих пор нет. Тема строительства набережной возникла этим летом, когда обсуждался проект переноса пассажирского речного порта в другое место.
– Свой проект, который предусматривал и строительство набережной, мы представили всем ветвям власти, направили его в шесть адресов, но никакого отклика не получили, – говорит генеральный директор ОАО «Ульяновский речной порт» Борис Падиаров. – Ведь ясно, что такой проект не может реализовать речной порт. Тут без федеральной программы ничего не сделаешь.
И всё-таки в Ульяновске реализовали один мегапроект, начатый ещё в пору СССР, – построили второй мост через Волгу. Но что-то в этом проекте не докрутили, поэтому добраться с одного берега на другой в часы пик и вечером для горожан по-прежнему огромная проблема. Так что строительство канатной дороги над Волгой действительно актуально. Если не можем просто проехать, тогда уж надо воспарить.
Кстати, нынешняя канатная дорога на Венце построена на месте старой городской «канатки», которую ульяновские власти в середине 80-х годов «увели» у пензяков, опередив их в решении организационных вопросов. Всё случилось в считанные месяцы.