123

Земельный ответ. Росреестр запускает в Ульяновской области новую реформу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ - Ульяновск 44 28/10/2020
Владимир Ламзин / АиФ

23 октября управление Росреестра по Ульяновской области совместно с редакцией «АиФ» провёл круглый стол по теме «Продвижение госуслуг в области кадастрового учёта и регистрации прав собственности на объекты недвижимости, современные методы проведения земельного надзора в отношении граждан и организаций». Участие в заседании приняли представители регионального управления Росреестра, министерства строительства и архитектуры области, профильных подразделений администрации Ульяновска, региональных управлений Росприроднадзора и Россельхознадзора.

Никаких пробелов

Одним из ключевых вопросов, поднятых участниками круглого стола, стала реализация проекта «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) необходимыми сведениями», старт которого намечен на ноябрь этого года.

Фото: АиФ/Владимир Ламзин

«Руководитель Росреестра Скуфинский Олег Александрович, доложил Президенту РФ, что указанный проект признан обеспечить полноту и повысить качество данных, содержащихся в ЕГРН, - рассказала руководитель управления Росреестра по Ульяновской области Ольга Петухова. – Несмотря на то, что наша область не входит в число пилотных регионов, управление и правительство области приняли решение его реализовать. Для чего это нужно? В первую очередь, для уточнения границ области, муниципальных образований, населённых пунктов и территориальных зон. На сегодняшний день из шести границ Ульяновской области в ЕГРН внесены сведения только о границе с Чувашской Республикой. Данные о границе с Саратовской областью мы планируем внести до конца этого года, работы по установлению границ с Самарской областью, Республиками Мордовия и Татарстан находятся на стадии консультаций, данные по границе с Пензенской области проходит согласование. Что касается муниципальных образований, то таковых в регионе 146, при этом сведения о границах внесены в ЕГРН только по 32 из них, ещё 44 границы находятся в работе. С населёнными пунктами ситуация аналогичная – их в области 1005, сведения о границах внесены по 215 из них, по 463 границам работы ведутся».

Немало пробелов и в установлении границ территориальных зон, которых в области насчитывается 2204, земельных участков (более 360 тысяч), а также правообладателей 390 037 объектов недвижимости. Всё это негативно сказываются на формировании налоговой базы, а значит, и на доходной части консолидированного бюджета области. Неполнота сведений в ЕГРН отражается и на собственниках – защитить свои права на земельные участки и объекты недвижимости, не зарегистрировав их должным образом, достаточно сложно. Чтобы устранить эти и другие нежелательные последствия, проект «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями» и был разработан. Реализовывать его управление Росреестра будет с тесном взаимодействии с кадастровой палатой и органами местного самоуправления.

К слову, большая работа по уточнению сведений была проведена ещё до официального старта проекта. В частности, количество земельных участков, сведения о категории которых в ЕГРН отсутствовали, за 2020 год с 9901 снизилось до 464; из 176 794 участков, по которым не было данных о видах разрешённого использования, осталось 7060, и т.п.

Один проект – пять подпроектов

Дорожная карта реализации проекта была утверждена 7 сентября. По информации начальника отдела правового обеспечения регионального управления Росреестра Светланы Митрофановой, работа будет вестись по пяти ключевым направлениям (подпроектам). Один из них - внесение в ЕГРН сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости того или иного объекта.

«Начиная с 2018 года, исходя из кадастровой стоимости на территории Ульяновской области рассчитывается не только земельный налог, но и имущественный – в отношении имущества физических и юридических лиц (под административными и торгово-офисными объектами), - напомнила Светлана Митрофанова. - Значение кадастровой стоимости зависит от характеристик объектов недвижимости, указанных в ЕГРН. Если необходимая информация отсутствует, то кадастровую стоимость, а значит, и размер налога, посчитать невозможно. Как следствие - потери для бюджета. Правильное определение кадастровой стоимости важно и для собственника - так он будет избавлен от необходимости оспаривать ее в комиссии, созданной при управлении».

Фото: АиФ/ Владимир Ламзин

Параллельно будет вестись работа по поиску правообладателей объектов недвижимости и внесению их в ЕГРН. В частности, гражданам и юридическим лицам будут объяснять, что свое право на недвижимость необходимо регистрировать; с собственников, использующих земельные участки без правоустанавливающих документов, будут взимать плату, а также разъяснять им порядок оформления прав на землю. Что касается бесхозных объектов, то их будут оформлять в муниципальную собственность.

Также предполагается произвести сверку сведений, содержащихся в ЕГРН, с материалами, имеющимися в других источниках, присвоить адреса объектам, у которых их не было, устранить противоречия между сведениями ЕГРН и данными государственного лесного реестра. Еще одно важное направление - внесение информации о границах региона, населенных пунктов, территориальных зон, муниципальных образований.

Отдельная тема - установление границ земельных участков, принадлежащих гражданам и организациям. Как подчеркнула руководитель управления, без кадастровых работ в данном случае не обойтись. Проблема в том, что в настоящее время заказчиками комплексных кадастровых работ могут быть исключительно органы местного самоуправления. Но уже в ближайшее время ситуация может измениться: на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, согласно которому заказчиками указанных работ смогут выступать представители различных гражданско-правовых сообществ. После принятия закона у собственников земельных участков в садоводческих товариществах, гаражных кооперативах и коттеджных поселках появится возможность заключить договор подряда на проведение комплексных кадастровых работ и с наименьшими затратами обеспечить внесение сведений о своих объектах в ЕГРН.

Фото: АиФ/ Владимир Ламзин

Курс – на прозрачность

Еще одним вопросом, поднятым на заседании круглого стола, стал государственный земельный надзор.

«Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность, - пояснил заместитель руководителя регионального управления Росреестра Михаил Куренёв. – Росреестр является одним из трёх федеральных органов, в чьи задачи входит осуществление государственного земельного надзора. Как показывает практика, одним из самых востребованных направлений надзорной деятельности управления является недопущение самовольного захвата земельных участков, их использование без правоустанавливающих документов и нецелевое использование земель. В ноябре 2019 года был введён новый административный регламент, благодаря которому наша контрольно-надзорная деятельность стала более прозрачной – проверяемое лицо имеет возможность ознакомиться с механизмом проведения проверок, результаты проведенных мероприятий публикуются на сайте, то же самое касается плана проверок. Новый документ также устанавливает формы осуществления государственного земельного надзора: плановые и внеплановые проверки, административные обследования и предварительные проверки. Последние, в частности, помогают нам отсеивать жалобы, поступившие в управление, но не имеющие под собой реальных оснований. По предварительным подсчётам, необоснованные заявления составляют примерно четверть обращений, которые приходят в ведомство».

От рулетки до беспилотников

При осуществлении надзорной и иной деятельности без инструментария никак – в этом плане на помощь специалистам приходят как старая добрая геодезическая рулетка, так и самая современная техника - спутниковое оборудование, лазерные дальномеры, электронные тахеометры, беспилотные летательные аппараты.

«Центр использования беспилотных летательных аппаратов заработал при центральном аппарате Росреестра в апреле 2019 года, - рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора регионального управления Росреестра Андрей Калашников. - Наблюдение с воздуха позволяет провести обследование труднодоступных земельных участков, получить полноценную картину о конфигурации и площади используемых земель, проверить характер использования участков, доступ на которые ограничен».

Необходимость обеспечения территориальных управлений Росреестра беспилотными летательными аппаратами будет определена по итогам реализации проекта «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями».

Фото: АиФ/ Владимир Ламзин

В настоящее время контрольно-надзорная деятельность ведомства находится в состоянии реформирования, цель которого – сделать процесс более ясным, логичным и понятным, а профилактические мероприятия – приоритетными по отношению к контрольно-надзорным. Среди важнейших задач, стоящих перед управлением и Росреестром в целом, - повышение эффективности надзорных мероприятий с одновременным снижением административной нагрузки на организации и индивидуальных предпринимателей. Для достижения этой цели ведомство использует так называемый риск-ориентированный подход, предполагающий снижение числа проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Риск-ориентированный подход, в частности, применяется при проведении ежегодных плановых проверок. Все земельные участки, включенные в ежегодный план, относятся к категории среднего риска (участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, предназначенные для гаражного и жилищного строительства, расположенные в границах береговой полосы или примыкающие к ним).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах