Не секрет, что получать государственные услуги с каждым годом становится проще и удобнее, чему в немалой степени способствует стремительное развитие информационных технологий. Свои умные сервисы есть и в распоряжении фонда социального страхования РФ. Возможности, которые они открывают перед получателями услуг, 29 сентября обсудили за заседании круглого стола, организованного региональным отделением ФСС и «АиФ в Ульяновске».
К услугам – без заявлений
Открывая заседание, управляющий отделением Михаил Логинов напомнил собравшимся, что правительство РФ поставило перед Фондом социального страхования серьезную задачу - предоставить гражданам возможность получать положенные им государственные услуги «в одно касание», без хождения по кабинетам и сбора вороха документов. Это направление деятельности Фонд активно развивает все последние годы, создавая новые электронные сервисы и находя новые пути взаимодействия как с застрахованными гражданами, так и со страхователями.
«Мы идем к тому, чтобы у человека была возможность получить услугу, написав только заявление (на электронном сервисе или на бумаге, придя один единственный раз в государственный орган), - объясняет Михаил Логинов. - В более отдаленном будущем от заявительного метода мы уйдем - если человеку та или иная услуга положена по закону, то государство ее предоставит и без заявления. В настоящее время такая практика у Российской Федерации уже есть - это выплаты на детей».
Одним из ключевых для Фонда сервисов является портал gosuslugi.ru, где представлен весь перечень оказываемых ФСС государственных услуг: от оплаты больничных листов и выплат по профзаболеваниям до предоставления технических средств реабилитации (ТСР) и санаторно-курортного лечения. По признанию управляющего, данный сервис не лишен недостатков, тем не менее сам факт его создания уже является важным шагом на пути к предоставлению услуг «в одно касание».
Такой полезный навигатор
Настоящим техническим прорывом для ФСС и его ульяновского отделения стал запуск в 2019 году мобильного приложения «Социальный навигатор».
«Новый сервис, работающий пока в тестовом режиме, открывает гражданам доступ к информации о полагающихся им льготах, пособиях и выплатах, позволяет самостоятельно подсчитать размер этих выплат и узнать, на какую сумму может рассчитывать человек в том или ином страховом случае, - рассказывает и.о. консультанта-руководителя группы по связям с общественностью регионального отделения ФСС Кристина Лапшина. - При помощи «Социального навигатора» можно рассчитать размер декретных выплат, выплат по временной нетрудоспособности, узнать о возможных способах подачи документов, необходимых для оказания той или иной услуги, получить информацию о санаторно-курортном лечении, положенном инвалиду, льготнику или пострадавшему на производстве».
Информация в мобильном приложении поделена на блоки, каждый из которых соответствует одной категории застрахованных: «Материнство», «Инвалидность и льготные категории граждан», «Временная нетрудоспособность», «Несчастный случай на производстве и профессиональные заболевания», «Утрата близкого человека». С этой же страницы можно зайти в «Личный кабинет», обратиться в Фонд с вопросом и затребовать справку.
К слову, пока «Социальный навигатор» доступен исключительно для мобильных устройств на базе операционной системы Android 5.1 и выше, скачать его можно бесплатно в GooglePlay. В настоящее время в центральном аппарате ФСС идет доработка приложения, и совсем скоро возможность установить его на своих гаджетах получат владельцы техники на базе iOS (айфонов).
Нет пределов совершенству
Участники заседания, ознакомившись с возможностями нового приложения, не только признали его удобство и полезность, но и задались вопросом: а смогут ли его использовать люди с ограниченными возможностями здоровья, например, инвалиды по зрению. Программ, которые способны озвучить написанное на экране, сейчас достаточно много, осталось проверить, насколько совместимы они будут с новым навигатором. Заинтересовались приложением и представители регионального отделения Всероссийского общества глухих.
«Хочу попросить, чтобы для наших сурдопереводчиков и волонтеров провели по «Социальному навигатору» обучающий семинар. А они, в свою очередь, обучат наших подопечных», - сказала председатель отделения Маргарита Васина.
Михаил Логинов данное предложение поддержал.
Руководитель интернет агентства AGATECH, а по совместительству член Общественной палаты региона Глеб Асташенков оценил приложение с точки зрения технического специалиста и предложил его немного усовершенствовать: адаптировать под разные слои населения, ввести раздел для предпринимателей, возможность электронного документооборота и т.п. Целесообразность этих и других предложенных изменений в Фонде обещали рассмотреть, благо программа работает в тестовом режиме, и любые предложения, которые пойдут ей на пользу, только приветствуются.
Электронный сертификат и новые возможности
У сервисов, связанных с обеспечением граждан техническими средствами реабилитации, своя специфика и особенности. Один из них, в частности, позволяет осуществлять контроль за закупками Фонда и его отделений, если начальная цена контракта превышает 1 млн рублей.
«Ресурс (а называется он «Открытый контракт») содержит информацию о предметах будущих и текущих закупок, начальных и максимальных ценах, способах приобретения и статусах конкретных закупок, - объясняет начальник отдела обеспечения ТСР регионального отделения ФСС Марина Чернова, добавив, что под предметами закупками в данном случае понимаются протезы, кресла-коляски, средства ежедневного ухода за гражданами с ограниченными возможностями, льготные путевки на санаторно-курортное лечение».
Заявку на их получение сегодня можно подать дистанционно - через портал госуслуг или личный кабинет на официальном сайте фонда социального страхования. Важный момент: документы должны быть засвидетельствованы, усилены цифровой подписью лица, наделенного полномочиями на создание и подписание таких документов. Если же ТСР вы покупали сами и через портал госуслуг подаете заявку на компенсацию, то не забудьте приложить копию чека.
Кстати, в ближайшее время в системе обеспечения граждан ТСР произойдут изменения.
«На прошлой неделе правительство РФ одобрило законопроект о введении нового механизма обеспечения людей с инвалидностью средствами реабилитации, - продолжает Марина Чернова. - Если раньше человек мог выбрать из двух вариантов (либо он получает само ТСР, либо денежную компенсацию за ТСР, приобретенное самостоятельно), то теперь он может воспользоваться электронным сертификатом, определив, какую именно модель ТСР он хочет им оплатить. Поскольку процесс не предполагает долгих согласований, он станет проще, удобнее и быстрее. Выбрать электронный сертификат или воспользоваться старым порядком, человек решит сам. Все данные о товарах и услугах, получить которые можно будет при помощи сертификата, соберут в специальной информационной системе».
На пути к межведомственному взаимодействию
Аналогичным образом - через портал госуслуг и официальный сайт ФСС - оказываются услуги по льготному предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение. Их получатели, кстати, определены законодательством. Это инвалиды, участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий.
«По санаторно-курортному лечению мы предоставляем два вида услуг: это собственно путевка и бесплатный проезд, - рассказывает Михаил Логинов. - В первом случае к заявлению требуется приложить справку формы 70у, во втором - направление к месту следования и Талон №2. При обращении через портал госуслуг медицинские справки должны быть усилены цифровой подписью, что не совсем удобно. Мы направили обращение в центральный аппарат с просьбой пересмотреть этот механизм, наладив получение всех необходимых справок в рамках межведомственного взаимодействия».
Предупредят по почте
Работа со страхователями - еще одно направление деятельности Фонда, в котором нашлось место современным технологиям.
«В 2018 году Ульяновское региональное отделение ФСС запустило проект информирования страхователей посредством массовой рассылки на адреса их электронных ящиков, - рассказывает консультант отдела администрирования страховых взносов Татьяна Половова. - Цель проекта: повышение собираемости страховых взносов, снижение темпа роста недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболевания. В условиях динамично меняющегося законодательства работодатели нередко допускают нарушения. Как результат – применение к ним различного рода санкций: от установки повышенного тарифа страховых взносов до начисления пеней и штрафов. Практика показывает, что своевременное оповещение помогает избежать подобных негативных последствий».
Кстати
26 августа Фонд социального страхования подписал ещё одно соглашение с МФЦ, по которому любой получатель услуг ФСС может подать пакет документов по обеспечению санаторно-курортному лечению, обратившись в многофункциональный центр.