2 мая на железнодорожном вокзале «Ульяновск-Центральный» встречали «Паровоз Победы» - легендарный ретросостав во главе с «Лебедянкой» прибыл точно по расписанию — в 14.00 — и на три часа приковал к себе внимание жителей и гостей города трудовой доблести, став настоящим музеем под открытым небом.
Ещё больше экспонатов
Его экспонаты — 22 единицы военной техники времён Великой Отечественной войны — разместились на 9 девяти платформах. За четыре года, что существует проект, «Паровоз Победы - 2025» стал самым масштабным по количеству представленной техники. В своё первое путешествие по городам Поволжья празднично оформленная «Лебедянка» отправилась с двумя платформами, через год — с тремя, далее, в 2024-м, - с шестью. В юбилейном для Победы году для размещения всех экспонатов пришлось задействовать на три платформы больше.
В качестве 23-го (или, наоборот, первого) экспоната можно рассматривать и сам паровоз. Оговоримся сразу: в Великой Отечественной войне такие машины не участвовали ни дня, поскольку их производство началось лишь в декабре 1945-го. Выпущенный в год разгрома немецко-фашистских захватчиков, паровоз изначально назывался «Победа», своё нынешнее наименование - в честь главного конструктора Льва Лебедянского - он получил два года спустя. Посетителям музея под открытым небом была предоставлена возможность не только собственными глазами увидеть исторический локомотив и сфотографироваться рядом с ним, но и подняться в кабину. Несмотря на дождливую погоду и крутую лестницу, от желающих заглянуть внутрь паровоза отбоя не было, особенно среди мальчишек — юные ульяновцы готовы были проявить не свойственное их возрасту терпение, лишь бы подняться в кабину, мамы и папы их не отговаривали.
Кстати
С 28 апреля по 5 мая праздничный ретросостав посетил 8 крупнейших станций магистрали, проехав почти 3000 километров через десятки маленьких станций и деревень.
Нашли... и восстановили
Техника, закреплённая на платформах, - не бутафорская, у каждой — свой боевой путь, и каждого такого железного бойца мы могли бы потерять, если бы не энтузиасты и умельцы, которые их нашли и восстановили.
«Организатором проекта является Куйбышевская железная дорога, она предоставляет паровоз, платформы, вагоны, в которых едет штаб, обеспечивает питание, - рассказал президент Клуба памяти и военно-патриотического воспитания «Они сражались за Родину» Александр Паулов (Самара). - А наш клуб и наши друзья предоставляют всю военную технику. Бесплатно. Потому что День Победы для нас — это святое. Всю технику, которая здесь представлена, мы восстанавливали сами — готового нам ничего не досталось. Вот, к примеру, ГАЗ М-1 («Эмка») - единственный полугражданский автомобиль в коллекции, который, тем не менее, воевал. Машина была найдена в Чапаевске под Самарой, бывший хозяин отрезал от неё заднюю часть и возил свиней, навоз, сено. Чтобы восстановить автомобиль, нам потребовалось три года. Сейчас он передвигается своим ходом. Был случай: нашли на заводе «Металлист» две пушки 45-го калибра — без стволов, без одного щитка, без сошек (подставок) — всё покупали, всё делали сами».
Аналогичная история с противотанковой пушкой ЗиС-2, которая валялась никому не нужной на металлорезке завода «Салют». Восстановили, покрасили...
Полевую скорострельную пушку образца 1902 года реставраторам пришлось модернизировать специально для «Паровоза Победы». В оригинале она должна иметь деревянные колёса, каковые ей и сделали, но РЖД отказалось ставить такое изделие на платформу, потому что деревянные колёса могут не выдержать нагрузку и сломаться в дороге. В итоге в одном из ульяновских совхозов были приобретены металлические колёса, с которыми пушка и путешествует.
Пушка образца 1902 года. Фото: АиФ/ Светлана Чернышова
Имеется в музее и экспонат из Ульяновска — советский лёгкий бронеавтомобиль БА-64. Некоторые кинематографисты снимают такие машины в фильмах о первых днях и месяцах войны, что является ошибкой, поскольку первую партию БА-64 выпустили только в 1942 году.
Есть среди экспонатов и техника, поставленная Советскому Союзу по ленд-лизу. Это канадский военный грузовой автомобиль Chevrolet C 15 CMP 1943 года выпуска и грузовой автомобиль-амфибия DUKW из США (неофициальное название Duck - «утёнок» (англ.)). Машина, предназначенная для перевозки бойцов через водные преграды, в составе победного эшелона была представлена впервые. Интересно, что по условиям ленд-лиза уцелевшую технику страна должна была вернуть, делалось это через два пункта сдачи — в районе Мурманска и Владивостока. Техника загонялась на американские баржи, где отправлялась под пресс и виде металлолома отвозилась в США. Впрочем, кое-что для истории советские граждане смогли сохранить.
Ещё одна машина американского производства — тяжёлый внедорожник Dodge WC-51. Его история такова: в степях Забайкалья были обнаружены три разбитых автомобиля. Из того, что осталось, умельцам удалось собрать две машины. И не просто собрать — поставить на ход. Впрочем, и вся остальная техника, представленная в экспозиции, находится в рабочем состоянии. В их числе — легендарный советский танк Т-34 — один из главных символов Победы и славы русского оружия.
Замыкали состав вагоны «Бессмертного полка» - с фотографиями железнодорожников, внёсших заметный вклад в разгром захватчиков.
Передвижной музей военной техники посетили около 9000 ульяновцев. Люди с интересом рассматривали машины и орудия, читали информацию о них, задавали вопросы реконструкторам - участникам проекта, легко узнаваемым по военной форме сороковых годов прошлого века. Представители подрастающего поколения учились обращаться со стрелковым оружием, соревновались в меткости в лазерном тире, фотографировались. Праздничное настроение посетителям и организаторам выставки создавали творческие коллективы Ульяновска, подготовившие по такому случаю яркую концертную программу.
В Ульяновске встретили «Паровоз Победы»: как это было
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.