Каждый год 16 ноября в школах проводятся дни толерантности. Зачем нужны такие уроки, «АиФ» в форме эссе рассказала учитель английского языка Русскоюрткульской средней школы Старомайнского района Ирина Тихомирова.
Уже восемь лет преподаватели Русскоюрткульской школы одним из важных направлений школьного процесса считают воспитание толерантной личности. В этом году сообща с учениками после проведенного опроса выбрали тему «буллинга», поняв, что данная проблема самая «больная» для них на сегодняшний день.
«Тема выбрана не случайно, - считает Ирина Анатольевна, - К несчастью, мы не только не принимаем и не понимаем людей непохожих на нас, мы начинаем над ними издеваться, травить, насмешничать, тролить: одни – не той национальности с непохожими на наши обычаями и нравами; другие не того возраста и не с той причёской, третьи – инвалиды, мешающие нам жить, у четвёртых не то вероисповедание…
Будут уму разуму учить?
Фёдор шёл в школу неохотно, еле перебирая ногами: «Опять проспал, снова не сделал домашнего задания, а это значит, что ждёт его нагоняй учителей, нравоучения классного руководителя. Да, совсем забыл, сегодня же день толерантности. Опять уму разуму учить будут…
Когда Федя пришёл в школу, почему-то никто не обратил внимание на его опоздание, каждый был занят своим делом. Его пригласили в аудиторию, где что-то обсуждали. Мальчишка не сразу понял, о чём шла речь. Одноклассник коротко объяснил Феде, что ребята только что разыграли сценку о девчонке, у которой отняли мобильник, прочли в нём СМСки и посмеялись над ней. «Я бы тоже обиделся…», - мелькнула мысль в его голове. А потом была игра «три стула». Игра не игра, но Федор как будто посидел по очереди на разных стульях и попытался представить себя в роли всех действующих лиц: как бы он поступил на месте пострадавшей; поддержал бы он так глупо шутивших девчонок, прошёл бы мимо, как тот пацан. «Чушь какая-то», - подумал мальчишка. Уж над ним никто бы не посмел посмеяться». «А ведь не правда» - кто-то другой внутри его начал спор. Он сам-то не раз попадал в подобные ситуации. Кто-то был с ним, кто-то не согласен, и вот уже весь класс против него - начинали дразнить, придумывать клички. Но нет! Ни на того напали! Он смог за себя постоять. Правда, после того случая с некоторыми не хочется общаться до сих пор. Куда-то ушло напряжение, желание всем «что-то показать». Действительно, разговор заинтересовал всех. Кто-то громко спорил; кто-то молча кивал в ответ тому, с кем соглашался; кто-то криво улыбался твёрдо уверенный, что с ним этого никогда не может произойти. Равнодушных не было.
Уроки «Чучела» и «Гадкого утёнка»
Потом был отрывок из фильма «Чучело» Ролана Быкова. Оказывается, Федя его никогда не видел. Это не был боевик с крутым героем, но Федор смотрел на главную героиню и, сам того не замечая, сопереживал, думал, как ей тяжело, как она должна ненавидеть всех, кто её унизил. Федя даже вспомнил, что это и называется английским словом «буллинг».
В это время младшие смотрели мультфильм «Гадкий утёнок». Многие раньше уже видели этот мультик, но почему-то не задумывались над чувствами гадкого утёнка, даже не предполагали, что подобное могло и с ними случиться. И вот они уже начали спорить, неумело, но вполне искренне. В этих ребятах чувствовалось стремление попробовать себя, преодолеть свои слабости, в том числе, и страх. А главное, они сопереживали герою сказки, радовались, когда он превратился в прекрасного лебедя. У некоторых появилась надежда стать «прекрасным лебедем» и самим. «Да этот утёнок и раньше был красивым, только этого никто не хотел замечать, - вдруг выкрикнула одна девочка, - потому, что он был не похож на других».
Современная массовая культура с помощью СМИ внедряет в сознание юного ума стремление считать себя «выше», «лучше» других. Такой начинает получать удовольствие от унижения и даже травли других. Начать перевоспитывать детей заново, чтобы у них прорезалось духовное зрение – дело неблагодарное. Нам, скорее всего, надо готовить почву для того, чтобы следующее поколение могло вырастить свободных людей, которые могут нестандартно мыслить. А сейчас мы хотим, чтобы наши дети не попали в эту мясорубку издевательств и унижений, могли постоять за себя, не отрицая, что есть другие взгляды и мнения.
Справка «АиФ»
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других. Чаще происходит в виде словесных оскорблений, злых и непристойных шуток, распространения слухов и сплетен; бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще других приводит к суициду).
Мнение власти
Равная траектория развития
Министр просвещения и воспитания региона Наталья Семёнова:
«В 2021 году мы создадим на базе школ РАН (гимназии № 1, лингвистического лицея и лицея № 20) центр по выявлению и поддержке талантливых и одарённых детей. В планах на будущее – открытие представительств центра во всех муниципалитетах. А вообще мы считаем, что систему выявления одарённых детей надо кардинально менять. Все мы привыкли, что к участию в конкурсах и олимпиадах рекомендуют ребят, которые учатся на 4 и 5. Сегодня мы с этим категорически не согласны – у ученика, который не блещет на уроках, тоже могут быть способности и таланты, а олимпиады и конкурсы помогут их выявить, чтобы в дальнейшем мы могли предложить ребёнку индивидуальную траекторию развития».
Мнение эксперта
Слова «травля» в законе нет
Елена Гринь, эксперт ОНФ, соучредитель АНО «Центр правовой поддержки «Мама в праве», доцент университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
«Такое явление, как школьная травля, имеет долгую историю, однако в последнее время эта проблема все чаще начинает привлекать внимание родительского сообщества и общественных организаций. Во многом это обусловлено широким распространением снимающей техники, например, смартфонов, которые позволяют без труда заснять эпизоды травли, показать те неприглядные стороны школьной жизни, которые до этого оставались в тени.
Я считаю, что родителей необходимо научить решать проблемы травли детей с правовой точки зрения. Судебная практика противоречива, как такового определения «травля» в законе нет, но есть ответственность, в том числе административная и уголовная, за оскорбление. В садах, школах и даже на работе не всегда граждане знают, как защитить свои права. Наша задача состоит в выработке понятных и простых правовых механизмов по защите своих прав».
Соцопрос
57% учеников в России сталкивались с проявлением агрессии в школе, при этом 32% опрошенных жалуются в первую очередь на психологическую агрессию со стороны сверстников, 27% - на толчки, побои, порчу имущества. Чаще всего травля сверстников происходит из-за одежды и прически - 35%, физических данных - 30%, национальности - 23%. Чаще всего ученики, ставшие свидетелями агрессии сверстников, стараются разнять дерущихся (48%), снимают видео на телефон (11%), смотрят и обсуждают (18%), не обращают внимание (14%).
Источник - Социологическое исследование компании «Михайлов и Партнеры. Аналитика», 2019 г. Опубликовано на сайте ТАСС
На равных: чак-чак, блины и баурсак
Наталья Гафурова, директор Русскоюрткульской средней школы им. кавалера ордена Отечественной войны I и II степени Андрея Ивановича Новикова, преподаватель истории
Так сложилось исторически, что недалеко друг от друга проживают жители трёх сел: Средний Татарский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль и Русский Юрткуль. Поэтому на день толерантности собираются учащиеся и жители трёх школ и трех сёл.
«Если в советские времена мы праздновали 30 декабря союз 15 республик нерушимых, то теперь с удовольствием делаем межнациональный фестиваль мордовской, татарской и русской народной культур.
Каждое из сёл подготовило фильм-презентацию с рассказом об истории своего села, познакомили с национальными костюмами, национальной кухней. А национальные татарские песни и танцы буквально покорили зрителей. Всё выступление гостей происходило на родном языке, но все что происходит, было всем понятно и близко.
Звучали мордовские и татарские песни, исполняемые сельским и школьным ансамблями, мордовская сказка, Мордовский язык сменялся русским, русский - татарским. Подростки села Русский Юрткуль задорно плясали «Кадриль», а «Юрткульские» бабушки пели для зрителей ничуть не хуже знаменитых «Бурановских».
Праздник продолжился национальными подвижными играми и чаепитием с блюдами национальной кухни. Все они - блины, пироги, чак-чак, баурсак, эчпочмаки, хворост, губадия – были очень вкусными! Не только дети, но и взрослые всех поколений приняли активное участие в дне толерантности.