У природы нет плохой погоды. Может, так оно и есть, вот только осенние проказы небесной канцелярии подчас убеждают нас в обратном.
Как семечку спасти
За реляциями о рекордном урожае зерновых (2,196 млн тонн) ситуация с уборкой подсолнечника долгое время оставалась на заднем плане. По крайней мере, в информационном пространстве. Тем временем даже люди, далёкие от агрономии, начинали подозревать, что что-то не так.
«На сегодняшний день убрано только 30% площадей, засеянных подсолнечником, - констатировал глава ведомства. - Повышенная влажность и осадки привели не только к невозможности завершения уборки, но к снижению качества урожая – уменьшению масличности и массы зёрен, а также повышению кислотности».
Если ситуация не изменится, то в отдельных районах, а то и области в целом могут ввести режим ЧС, как это было сделано в некоторых других регионах, среди которых - соседняя Пензенская область.
«В связи с затянувшимися сроками уборки масличных культур в период с 27 по 30 октября кураторы от научно-образовательного аграрного кластера провели выезды в муниципальные образования для оценки существующих рисков потери урожая подсолнечника, связанных со сложившимися погодными условиями, благоприятными для развития патологических микроорганизмов, - прокомментировали происходящее в профильном министерстве. - С руководителями органов управления АПК муниципальных образований обсудили дальнейшие действия аграриев в связи с напряженной ситуацией - из-за неблагоприятных погодных условий уборка технических культур очень затянулась и идет медленными темпами. Главам администраций районов было рекомендовано организовать мониторинг посевов масличных культур, составить акты, в том числе по гибели урожая, принять решение о введении или невведении режима ЧС муниципального уровня, результаты направить в региональный Минсельхоз до 11 ноября».
«У каждого беда бывает своя, - рассказывает Якушев, стоя на фоне припорошенных снегом подсолнухов. - Беда фермера – неубранный урожай. Очень старались убрать подсолнечник, но погода не позволила – дожди, дожди, дожди. А сейчас и того хуже – выпал снег. Будем надеяться, что он растает, а потом ударит морозец, и мы всё-таки уберём семечку. Боженька, помоги, дай нам хорошую погоду!»
До норматива ещё далеко
А вот дорожным службам рассчитывать на милость природы не приходится – снегопады, метели, гололёд и прочие прелести среднерусской зимы в ближайшее время обязательно будут, к гадалке не ходи. Более того, свой первый привет в виде снегопада зима уже послала, заставив МБУ «Дорремстрой» в ночь на 3 ноября вывести на улицы Ульяновска 42 спецмашины и потратить на предотвращение гололёда 120 тонн пескосоляной смеси и 5 тонн твёрдого реагента.
Впрочем, горожане ко всему этому процессу отнеслись весьма скептически. «А когда снега будет по самые уши, мы технику не дождёмся», «Воду подметаете?», «Само всё растаяло» - и это лишь несколько примеров того, что пишут в соцсетях горожане. Что это – неблагодарность за труд? Скорее, горький опыт предыдущих зим.
Что будет нынешней, пока вопрос – на данный момент известно, что в случае снегопадов муниципальное учреждение готово бросить в бой 171 единицу спецтехники. Учитывая, что МБУ обслуживает 1060 км дорог и 301 км тротуара, это количество составляет лишь 38% от норматива. Ситуацию сможет поправить новая техника, 47 единиц которой в ближайшее время планируется приобрести в лизинг, – когда новенькие тракторы, автоподъёмники и прочий спецтранспорт встанет в строй, указанный выше показатель составит 52%, и это тоже всех проблем не решит. Дополнительной подмогой дорожникам должны стать 30 самосвалов и 15 тракторов, арендованных на зиму.
И ещё один интересный момент, о котором хотелось бы упомянуть. Центр Ульяновска посыпать пескосоляной смесью больше не будут (этот устаревший метод борьбы с гололёдом оставили для «периферии»), его удел – твёрдый реагент «Экосол».
«Его применение сделает менее затратной очистку от песка проезжей части и ливнёвок весной, - пояснил главный инженер МБУ «Дорремстрой» Павел Кузьмичев. - Твёрдый реагент рассыпается непосредственно перед снегопадом (после получения информации от синоптиков) и начинает растапливать снег сразу же после его соприкосновения с поверхностью дороги».
Что касается областных автотрасс, то их приводить в порядок во время и после снегопадов будут около 300 спецмашин. Справятся ли? Поживём – увидим.