Альбина Нуруллова, педагог с более чем тридцатилетним стажем, находится в непрерывном поиске новых методик и подходов к преподавательской деятельности. И она всегда готова поделиться своими находками с коллегами, родителями своих учеников, да и со всеми остальными, кому это интересно. В начале этого учебного года очередь дошла и до читателей ul.aif.ru.
Чему нас учат семья и школа?
Сергей Юрьев: Альбина Юрьевна, реформа образования идёт в нашей стране десятилетиями, и конца не видно. Как школьный учитель вы видите в ней хоть какие-то положительные результаты?
Альбина Нуруллова: В школе наконец-то утвердились единые требования к образовательным программам, к целевым ориентирам воспитания и обучения. Значительно улучшилось и техническое оснащение школ, а значит, появились новые возможности и у детей, и у педагогов. Я начинала работать в школе в начале 90-х, и даже тогда были учебные заведения с хорошим педагогическим коллективом, дееспособной и неравнодушной администрацией. В таких школах было интересно всем: учителям – работать, детям – учиться. Но это касалось далеко не каждого учебного заведения.
– Но и сейчас многие преподаватели вузов жалуются на падение качества подготовки абитуриентов. Даже из тех, кто набрал необходимый балл ЕГЭ, многие не хотят и не умеют учиться. И выгнать никого нельзя, поскольку каждый студент – это бюджетные деньги. Есть ли выход из такой ситуации?
– Это вопрос очень непростой, и проблема в том, что родители современных школьников – это поколение 90-х. Те, чьё становление совпало с периодом развенчивания привычных ценностей и хаосом, который творился в стране. Многие из них искренне стремятся обеспечить своему ребёнку «самое лучшее» – то, чего не было у них. Но они забывают или не понимают, что это не главное. Родители не только источник материальных благ для ребёнка, не только стартовая площадка для успеха. Семья должна быть для ребёнка опорой и источником душевного тепла. Увы, для многих детей погружение в различные гаджеты становится дороже общения с близкими людьми. Информационный поток влияет на новые поколения, и далеко не всегда положительно, порождая клиповое мышление. Они с трудом воспринимают полезную информацию. Да и представления о том, что действительно важно и полезно, у многих сдвинуты. Они часто не берут на себя труда как-либо информацию анализировать. Но это касается далеко не всех. Сейчас возникает серьёзное интеллектуальное расслоение среди детей и молодёжи. Есть настолько продвинутые дети, что можно лишь удивляться. Они и учатся прекрасно, и спортом занимаются, и в олимпиадах побеждают, и склонны к различного рода творчеству. Но, с другой стороны, очень многие просто смотрят TikTok – и больше им ничего не надо. Не думаю, что подобное расслоение – это что-то новое. В советские времена тоже были «отличники» и «троечники»…
В конечном итоге, школа не всесильна, и очень многое зависит от семьи, от среды общения, от «влияния улицы». Но в школе ребёнок проводит одиннадцать лет, и, если здесь создана среда, благоприятствующая умственному и духовному развитию, то положительный результат неизбежен. В конце концов, не каждому предначертано стать интеллектуалом. Можно звёзд с неба не хватать, но при этом быть добрым, порядочным и трудолюбивым человеком.
С родителями труднее, чем с учениками
– И всё-таки школе в этом смысле трудно тягаться с семьёй?
– В школе самая трудная работа – это работа с родителями. В идеале всегда хочется сделать родителей союзниками педагога. Но есть и моральный аспект: в какой степени педагог имеет право вмешиваться в семейные дела? Я с каждым годом всё яснее осознаю важность этого вопроса. С одной стороны, никакой нормальный родитель зла своему ребёнку не желает, но представления о добре и зле у всех очень разные… Так что в работе с семьёй один учитель едва ли может достичь значимого результата. Здесь нужна поддержка всего педагогического коллектива. Сейчас, кстати, нередко родители отказываются от услуг государственных школ и переключаются на онлайн-школы. Им так проще.
– И что в результате?
– Проблема в том, что там нет никакой обратной связи. Ребёнок смотрит видеоурок. Не понял – смотрит ещё раз. Снова не понял – ещё раз, и четвёртый, и пятый. Обратной связи нет, даже когда ученик выполняет какое-либо задание. Мне кажется, это не совсем правильно…
- Думаю, что это даже совсем не правильно…
- Так что, необходимо родителей убеждать: школа не меньше заинтересована в развитии ребёнка, чем они сами. Убеждаем. Но, к сожалению, понимают это не все… Есть данные исследований психологов, что процентов двадцать людей относятся к категории «Фома неверующий». Но с этим уже ничего не поделаешь – закон природы.
– Вернёмся к реформе образования. У меня создаётся впечатление, что происходит она как-то конвульсивно. Ввели ЕГЭ, а сейчас многие ратуют за то, чтобы его отменить. Что вы думаете, например, по этому поводу?
– Я за ЕГЭ! Очень много даёт ребёнку хотя бы возможность отправить документы в несколько вузов. Это экономит время и силы. Но проблемы есть. Например, как учитель информатики, я вижу: едва дети начинают уверенно решать определённый тип задач, они тут же усложняются. Да и по другим предметам ЕГЭ движется в ту же сторону. По информатике сложность задач ЕГЭ уже выходит далеко за рамки школьного предмета. Если ЕГЭ отменят и вступительные экзамены снова перекочуют в вуз, это создаст массу проблем и для детей, и для преподавателей. Так что я бы воздержалась от поспешных и непродуманных решений.
- Но ЕГЭ критикуют ещё и за «тестовость»: «Как звали коня Александра Македонского: Буцефал, Цеденбал, Задолбал – нужное подчеркнуть…».
- Это было характерно только самым ранним формам ЕГЭ. Сейчас ничего подобного нет, так что оценка знаний даётся вполне объективно.
– Мир постоянно меняется. Книга (даже если это учебник) перестала быть главным источником знаний. Как школа приспосабливается к новым реалиям?
– Сейчас очень многое зависит от педагога – насколько он сам готов жить в таком быстро изменяющемся мире. Кроме этого, очень важно развивать в детях способность к критическому мышлению. Если раньше источник информации был один – книга или учебник, то и содержание его было вполне достоверным. Сейчас же различные интернет-источники друг другу противоречат, показывают разные точки зрения на одни и те же события или явления. А порой цель тех, кто распространяет ту или иную информацию, – элементарно ввести людей в заблуждение. Из политических или каких-либо иных соображений. Так что критическое мышление становится жизненно необходимым навыком. Концепция 4К (четырёх навыков, которые помогают успешно действовать в любой сфере, – креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация) – появилась ещё в середине прошлого века, но сейчас она актуальна как никогда раньше.
«Я бы в лётчики пошёл…»
– В школах с некоторых пор появились гуманитарные, военные, математические, физические и иные классы. Конечно, школа должна готовить ученика к будущей профессии или хотя бы к сфере деятельности. Но не оказывается ли ребёнок, обучающийся, например, в математическом классе, обделён в знании, например, литературы, языка, каких-то этических и философских категорий?
– Думаю, такое разделение вполне оправданно. Оно даёт детям возможность лучше подготовиться к поступлению в те вузы, которые соответствуют их способностям и наклонностям. Тем более учёба в математическом классе не исключает гуманитарных дисциплин. Они просто даются в несколько меньшем объёме. Я лично знаю детей, которые шли, например, в математические классы не потому, что слишком любят математику, а потому, что на тот момент ещё не определились с выбором, или потому, что туда пошли их близкие друзья. А после окончания школы поступали в медицинский или педагогический или другие гуманитарные вузы. А вот то, что сейчас входит в моду делить детей на профили уже с восьмого класса, меня лично беспокоит. Думаю, что большинство детей к этому моменту слишком далеки от реального выбора будущей профессии. Взрослые-то люди нередко меняют судьбу и сферы деятельности. А детям лучше предоставлять как можно больше возможностей пробовать себя – в кружках, творческих студиях, спортивных секциях… Это помогает ребёнку определиться с выбором профессии. Я не против отраслевого разделения, но только в выпускных классах.
– По идее, школа должна не только давать знания по какой-то конкретной дисциплине, но и учить учиться. Выполняет ли она эту функцию?
– Если в школе полноценная интеллектуальная среда, то да, школа может этому научить. Такие школы есть, но их пока не слишком много. Впрочем, в каждой школе, я в этом уверена, есть педагоги, которые в этом направлении работают, которые формируют у детей этот навык хотя бы в пределах своего предмета. Но отдельный педагог не может охватить всю школу.
– Сейчас в школах дефицит педагогических кадров. Не думаете ли вы, что пора, как в старые добрые времена, вернуть распределение в государственных вузах? Учился за казённый счёт – будь любезен отработать по специальности три, а то и пять лет. По крайне мере, это заставит случайных людей, которым нужны только «корочки», трижды подумать, прежде чем поступать в педагогический вуз.
– Да, недавно озвучили статистику, сколько выпускников нашего педагогического университета пошло работать по специальности. Не больше десяти процентов. Так что согласна: распределение стоит вернуть. Я за это обеими руками. Может быть, многие просто не понимали своего призвания, а поработав в школе, там и останутся. Но это, конечно, зависит ещё и от педагогического коллектива: насколько там здоровая психологическая атмосфера, на высоте ли там взаимопонимание и взаимопомощь, адекватно ли руководство.
– А что вас удержало в школе? Ведь специальность, что вы получили в вузе, далека от педагогики.
- Я пришла в школу программистом, но так совпало, что все учителя информатики в тот момент ушли в коммерцию. Пришлось занять их место, а потом возник интерес, желание делать что-то нужное, важное, что доставляет огромное моральное удовлетворение. Сыграло роль и то, что я работаю в своей родной школе – в той, где сама училась.