Митрополит Лонгин возглавил Симбирскую и Новоспасскую епархию в августе прошлого года. Накануне православной Пасхи Владыка поделился своим видением местных и глобальных проблем, взглядами на церковную жизнь и пути человека к Богу.
Люди задумываются о мире, о своём месте в нём
Сергей Юрьев: Владыка, люди по-разному приходят к Богу: одни действительно верят, выстрадав эту веру, другим только кажется, что они верят, поскольку так спокойнее. А что лично для вас послужило причиной уверовать в Бога?
Митрополит Лонгин: У меня не было каких-либо спонтанных озарений, некоего перехода от неверия к вере. У меня была верующая бабушка, которая с раннего детства водила меня в храм. Моя церковная жизнь развивалась естественным образом и, в конце концов, привела к тому, что я стал священником.
- И для этого не понадобилось стать свидетелем некоего чуда Господня?
- Любой человек, который оглянется назад и внимательно посмотрит на свою жизнь, увидит немало чудес, которых раньше не замечал. Настоящее чудо в том, что Господь ведёт человека. Это водительство Божие лично я всю свою жизнь ощущал очень ясно.
- Но и приходят к вере люди по-разному. Может быть, для кого-то это лишь дань моде.
- Я категорически не согласен с тем, что сейчас кто-то приходит в Церковь, отдавая дань моде. В 90-е годы прошлого века такое, возможно, и было. Но сейчас Церковь уже не в моде. Давно не в моде. Более того, приход в Церковь сегодня можно воспринимать как пример нонконформизма. Жизнь прошла виток по спирали, и сейчас в интернете, в прессе снова наблюдается не самое благожелательное отношение к Церкви. Так что сейчас я бы исключил моду из числа мотивов, которые приводят человека в Церковь.
- Но и сегодня мотивы у людей для этого бывают разные…
- Конечно. Путей прихода человека к Богу очень много. Люди задумываются о мире, о своём месте в нём. Возникают, как их называли ещё в XIX веке, «проклятые вопросы»: кто я такой? Зачем я в этот мир пришёл? Каково моё предназначение? Каждый, так или иначе, сталкивается с такими явлениями, как Церковь и вера. В советские годы мало было одного желания прийти в храм — его надо было ещё найти. Сегодня церковная жизнь заметна во всех её проявлениях. Порой люди приходят в церковь просто потому, что она оказалась у них на пути – как в прямом, так и в переносном смысле. Из собственного опыта знаю: стоит построить храм в новом микрорайоне, как через год или два он уже бывает наполнен людьми. Откуда они взялись? Да, все они были когда-то крещены. Некоторые изредка заходили в церковь, ставили свечку, крестили детей, раз в год приходили на какой-то праздник. Но раньше храм был далеко, туда надо было ехать. А тут он появился рядом с домом. И человек зашел туда раз, другой, третий — и вскоре стал постоянным прихожанином. И таких случаев много. Часто бывает, что человек приходит в церковь по каким-то скорбным жизненным обстоятельствам. В человеческой жизни бывают сложные периоды, пережить которые, как оказывается, можно только придя к Богу, поверив в Него. И, помня об этом опыте, люди остаются с Богом на всю оставшуюся жизнь.
Времена, церковь и государство
- Можно ли сравнивать взаимоотношения церкви и государства, церкви и общества в советские времена и сейчас?
- В советские годы государство было неразрывно связано с коммунистической партией как «руководящей и направляющей силой советского общества», согласно конституции СССР. А устав партии требовал от её членов бороться с «религиозными предрассудками». И борьба эта выглядела довольно просто: «тащить и не пущать»! Так что в церковь ходили, в основном, люди пенсионного возраста, потому что с ними государство уже ничего сделать не могло. Пенсию за хождение в церковь не отнимали. Другое дело – люди помоложе. Если выяснялось, что они посещают храм, крестят детей, их сразу же «песочили» на собраниях, требовали отречения, вынуждали ссылаться на бабушек, которые отказываются с ребёнком сидеть, если тот не крещён, и так далее… Тогда было ничтожное количество действующих храмов, да и те находились под жёсткой «опекой» государственных органов. Так что каждый молодой человек или девушка, замеченные в посещении церкви, сразу становились объектами «разъяснительной работы». А уж те, кто собирался поступать в духовную семинарию, которых было три на всю страну, попадали под самое пристальное внимание. Прежде чем поступить в семинарию, я отслужил в советской армии, поскольку государство запрещало принимать туда тех, кто не прошёл военную службу. После демобилизации не вернулся домой. Заехал ненадолго, взял у местного архиерея рекомендацию в семинарию и сразу отправился в Москву, где жила моя бабушка. Три месяца до поступления буквально прятался у неё от представителей соответствующих органов. Узнав, что я подал документы в семинарию, они приходили по месту прописки несколько раз, чтобы провести беседу. Но им сообщали, что я уехал в неизвестном направлении. И так делали все. В семинарии училось много ребят с Западной Украины, и они уезжали сначала кто в Новосибирск, кто в Красноярск, кто в Оренбург, устраивались разнорабочими и только потом ехали поступать. Конечно, сейчас такого нет. Сейчас мы живём в условиях свободы, которой не было для Церкви в России практически весь XX век. Так что сравнивать позднее советское время с сегодняшним днём было бы неправильно. Я говорю сейчас даже не о периоде свирепых гонений, а о вполне «травоядных» временах позднего Леонида Ильича, когда прежней борьбы с религией – не на жизнь, а насмерть – уже не велось.
О том, что ждёт нас после смерти, знает только Бог
- Был такой документ – «Моральный кодекс строителя коммунизма». Не скажу, что все, но многие его положения во многом совпадают с Заповедями Господними.
- Ну, это просто плагиат.
- Но были люди, многие из которых живы и сейчас, жившие и живущие по этому моральному кодексу. То есть, косвенно христианские заповеди они соблюдают, но в Бога не веруют и даже слышать не хотят о том, чтобы креститься, сохраняя верность идеям Маркса и Энгельса.
- А также Ленина и Сталина.
- Да, и Ленина, и Сталина… Но ничья жизнь не вечна. Какова их дальнейшая участь? Что ждёт их после смерти?
- Этого я не знаю. Бог знает. Да, бывает, что человек живёт по совести, не зная Бога. Можно допустить, что на земле еще есть места, где люди никогда не слышали о Евангелии. Но о том, что ждет их после смерти, может знать только Бог.
Наука и религия – разные методы восприятия мира
- Есть огромные разночтения между данными современной науки и учением Христа. Есть ли с точки зрения Церкви этому какие-либо объяснения?
- Эти разночтения не настолько фатальны. Научное знание меняется, и то, что в науке когда-то считалось истиной, сейчас признаётся устаревшим. Иной раз оказывается, что некоторые библейские утверждения более научны, более отвечают сути вещей и явлений, чем некоторые теории, которые благополучно остались в прошлом. Многие авторитетные учёные из различных областей знания были и остаются верующими людьми. Глубокое погружение в ту или иную научную дисциплину не мешает им оставаться верующими. Не надо забывать слова Михаила Васильевича Ломоносова, который утверждал, что наука и Священное Писание имеют своим предметом совершенно разные вещи. Плох тот богослов, который начнёт приводить в доказательство бытия Божия научные аргументы, и плох тот учёный, который попытается объяснить физические явления с точки зрения религии. Наука и религия – это настолько разные методы восприятия мира человеком, что противоречия между ними в принципе нельзя считать определяющими.
Христианин или попутчик?
- Каково значение церковных ритуалов для человека?
- То, что вы имеете в виду, нельзя назвать ритуалами. Ритуал – это некая совокупность внешних действий. А в Церкви совершаются таинства. Это прорыв из мира Божественного в мир человеческий – когда Сам Бог вмешивается в жизнь человека и меняет его. Взять, например, исповедь. Человек рассказывает священнику о своих грехах, искренне в них раскаиваясь. Сейчас принято бравировать своими неблаговидными поступками. Но в данном случае человек не просто рассказывает – он кается, сокрушается о том, что сделал. И Господь через молитву священника прощает ему эти грехи. Он очищается от них, становясь новым человеком. И уже от него зависит, как жить дальше – продолжать грешить, как прежде, либо стараться сохранять душу в чистоте. Причащение – это сущностное соединение человека со Христом. Поэтому таинства — это сердцевина жизни христианина. Если человек не исповедуется и не причащается, его и христианином назвать сложно — скорее, сочувствующим, попутчиком.
- Но порой человеку мешает исповедоваться то, что он видит перед собой не священника, а человека…
- Священник в данном случае — лишь свидетель. Да, порой бывает непросто признаться другому человеку в том, в чём и самому себе признаваться не хочется. Но если удаётся переступить этот порог – то это уже знак покаяния, искреннего стремления изменить себя, свою жизнь, преодолеть гордыню и всё то, что не даёт душе очиститься. Исповедь – начало пути к тому, чтобы исторгнуть грех из своего сердца.
Не реформировать, а развивать
- Вы возглавляете Симбирскую и Новоспасскую епархию с августа прошлого года. Было время вникнуть в местную ситуацию. Не возникло ли у вас желания что-то радикально и решительно изменить, что-то исправить?
- Вообще-то я обычно стараюсь избегать радикальных решений и решительных шагов, кроме тех случаев, когда это действительно необходимо. Думаю, что нужно не реформировать, а развивать церковную жизнь. И я стараюсь это делать по мере своих возможностей. Что из этого получится – знает один Бог.
- Несколько лет назад я оказался свидетелем того, что один священник, совершив таинство крещения ребёнка, начал призывать родителей обвенчаться. При этом он утверждал: если они этого не сделают, все их грехи перейдут на ребёнка. Это действительно так?
- Думаю, что батюшке не стоило так говорить – это было и неправильно, и непедагогично. Но дело в том, что Церковь может крестить детей только по вере их родителей. Можно ли назвать верующими людей, которые живут вместе, рожают детей, не будучи венчанными? Конечно, нет. И есть большие сомнения в том, что их ребенок будет воспитываться христианином. Поэтому я понимаю желание священника донести до этой пары мысль, что надо венчаться, жить по-христиански. Но не стоило людей запугивать. Надо было найти какой-то иной способ убеждения.
Не утешение, но борьба с самим собой
- Недавно зашёл к одной знакомой, учительнице химии на пенсии, не склонной к христианству, но верящей в некие «высшие силы». Заметил, что у неё на стене висит икона Божьей Матери "Всецарица". Спросил: зачем она тебе? На что получил ответ: говорят, она от онкологии помогает. Как бы вы прокомментировали данную ситуацию?
- Не секрет, что у большинства современных людей – каша в голове, в мировоззренческом смысле. Атеисты, например, с интересом смотрят «Битву экстрасенсов». Не так много времени прошло с тех пор, как люди заряжали воду у телевизора под пассы Чумака, а сеансы Кашпировского транслировались на всю страну. Да и сейчас популярны программы об инопланетянах, привидениях и прочих мистических явлениях. Это очень печально. Люди даже не задумываются о том, насколько несопоставимые вещи уживаются у них в голове. В этой «каше» порой находится место и какому-то церковному антуражу, но не более. Это чисто утилитарное отношение к святым и к святыням: «Помогает, работает»… Переубедить таких людей крайне трудно. Разве что Сам Господь коснётся их сердца. Такое тоже случается: у людей будто пелена спадает с глаз, и они за короткое время приходят к Богу по-настоящему. Но это бывает, когда люди своей жизнью заслужили то, чтобы им по воле Господа открылась суть вещей.
- Несколько лет назад в общеобразовательных школах России планировалось введение курса основ православной культуры как обязательного предмета. Как вы относитесь к религиозному образованию в светских учебных заведениях?
- В школьные программы введён курс «Основы религиозных культур и светской этики». Там есть различные модули, посвящённые и православию, и исламу, и буддизму, и иудаизму. Есть и так называемая «светская этика». Так что этот курс нисколько не ущемляет интересы представителей разных конфессий и тех, кто не является приверженцем какой-либо религии. Конечно, определённые проблемы возникают – по каждому модулю нужны и учебники, и преподаватели. Мы стараемся помогать тем школам, где преподаются основы православной культуры.
- Владыка, вы пригласили врио губернатора Ульяновской области Алексея Юрьевича Русских одним из первых посетить кафедральный Спасо-Вознесенский собор. Вас не смутило, что он коммунист? Все СМИ написали о том, что он собирается и дальше продолжать дело возрождения храмов в Ульяновской области. Есть ли какие-то конкретные планы?
- Мы решили пообщаться, Алексей Юрьевич нанес визит в Симбирское епархиальное управление. А поскольку оно находится в ограде кафедрального собора, естественно, что мы первым делом посетили храм. То, что он коммунист, меня совершенно не смутило. У меня добрые отношения со многими представителями этой партии. Там есть разные люди, в том числе вполне лояльные к Церкви и по-настоящему верующие. Насколько я знаю, из устава компартии давно убрали пункт о том, что коммунист обязан бороться с религией. Вера в Бога для политика является его личным делом.
Никаких конкретных совместных планов мы не строили. Мы оба новые люди в регионе, и знакомимся с ним. Я рассказал Алексею Юрьевичу о своих впечатлениях, задачах, и он высказал самое доброе отношение к нашим планам.
Пасха – «День спасения мира»
- Приближается Пасха. Светлое Христово Воскресение считается главным праздником для христиан. В чём его исконное значение?
- Пасха — это «день спасения мира», день величайшей радости на земле. Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа — Сына Божия и Сына Человеческого — разрушило власть смерти над человеческим родом и всем нам открыло возможность вечной жизни. Важнее этого ничего нет.
- Какое из пасхальных угощений у вас напрямую ассоциируются с Пасхой? - Пасхальные угощения — это добрая народная традиция. Но не в них смысл Пасхи. Конечно, и красное пасхальное яйцо, и кулич, и творожная пасха — все это символы праздника, которые больше всего известны и особенно нравятся детям. Но к угощениям я отношусь достаточно спокойно. И у меня ассоциируются с этим праздником другие вещи, прежде всего, сама праздничная Пасхальная служба, необыкновенно радостная и торжественная.
- Что бы вы могли пожелать людям, которые только начинают свой путь к Богу?
- Во-первых, я бы за них порадовался. Жизнь с Богом – это полноценная человеческая жизнь, исполненная радости. Это не значит, что человек обретает покой и плывёт куда-то по жизни, как на мягких волнах. Говорят, будто в Церковь приходят в поисках утешения. Ничего подобного. В Церкви найдёшь не утешение, а то, что современный греческий святой, преподобный Паисий Святогорец, называл «доброй обеспокоенностью». Это постоянное внимание к себе, к своим словам, к своим поступкам, отношению к миру, к людям. Пребывание в Церкви – это борьба с последствиями грехопадения, которые живут в каждом человеке, с удобопреклонностью ко греху. Это очень сложная борьба – тяжёлая, но необходимая. И я хочу пожелать всем, кто приходит в Церковь, успехов в этой борьбе.