Примерное время чтения: 8 минут
388

Людмила Доронина: «Добро всё равно должно побеждать. Это аксиома»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ - Ульяновск 12 21/03/2018
Жить в сказке непросто, но очень интересно, волшебно, весело.
Жить в сказке непросто, но очень интересно, волшебно, весело. / Владимир Толстой / АиФ

О роли театра кукол в жизни и судьбе человека, его влиянии на мировосприятие детей рассказывает актриса и кукловод высшей категории Людмила Доронина, исполнившая более сотни ролей в кукольных спектаклях.

Монстры и понятие добра

В. Толстой: Людмила Ивановна, какой момент вам кажется самым важным и интересным в жизни актёра театра кукол?

Л. Доронина: Всегда запоминается момент, когда впервые берёшь в руки новую куклу, и ещё предстоит её оживить, найти для неё не только голос и походку, но и характер, и душу, одним словом – вдохнуть в персонаж жизнь!

– Характер, душа, стремление к добру всегда были свойственны героям советских мультиков, а сейчас нашим детям нередко приходится видеть на экранах рисованных и кукольных монстров, для которых само понятие добра очевидно далеко не всегда. Как такая тенденция ощущается в театре?

– Да, я часто общаюсь с мамочками, для которых многие современные мультики – источник беспокойства за будущее своих детей. Сталкиваясь с агрессией, дети начинают вести себя деструктивно – ломать игрушки, грубить старшим, не слушаться. Иногда родители даже советуются, какой спектакль стоит посмотреть их детям, чтобы у них снизился уровень агрессии. И я советую классику – тот же «Буратино», тот же «Теремок»… Научить ребёнка добру, дать ему хорошие примеры – это главная задача театра кукол. Без воспитательной миссии того театра кукол, каким я его себе представляю, просто не может быть. Об этом мы как-то начинаем забывать, увлекаясь формами, какими-то творческими находками, самовыражением…

Что оставим в душе?

– Но ведь театр кукол сейчас ориентирован не только на детскую аудиторию…

– Театру кукол сейчас подвластны многие сценические жанры – и юмор, и сатира, и сказки, и басни. У нас недавно появились очень хорошие спектакли для взрослых – «Про Федота-стрельца» и «Мюнхгаузен-шоу», которые привлекают к себе большое зрительское внимание. И всё же главные наши зрители – именно дети. Именно в возрасте от трёх до десяти лет у них формируется вкус, характер, основы будущей жизненной позиции. И оттого, что мы оставим в их душах, во многом зависит и то, захотят ли они продолжить знакомство с театром, став подростками, а потом и взрослыми людьми. Станут ли они творческими личностями или закоренелыми прагматиками. И надо не просто показывать ребёнку какие-то нравственные основы, но и делать этот так, чтобы он верил нам и нашим персонажам. Необходимо говорить о добрых делах, дружбе, верности.

– И запрос на это появился со стороны родителей?

– А он никогда и не исчезал. Взрослые чувствуют изменения в ритме жизни, который выражается и в детской гиперактивности. Может быть, не все родители желают своим детям быть добрей и мягче, может быть, многим из них кажется, что детей правильнее приспособить к суровой реальности бытия. Но многие понимают: человек, не восприимчивый к добру, не может быть счастлив по-настоящему. Так что перед театром кукол остаётся задача, ради которой он, вероятно, когда-то и создавался: показать детям, что такое хорошо и что такое плохо…

Репертуар определяет зритель

– А те, от кого зависит репертуарная политика, это понимают?

– Театр сейчас живёт очень насыщенной жизнью. Постановок очень много и они отличаются большим разнообразием. А какому из спектаклей жить долго – решает зритель. Именно от него в первую очередь и зависит репертуарная политика. Режиссёры пробуют, экспериментируют, ищут оригинальные решения и подходы, но последнее слово в любом случае остаётся за зрителем.

– А запросы и вкусы зрителей с советских времён сильно изменились?

– Звонкий детский смех в зрительном зале звучит одинаково во все времена – и в советское, и в нынешнее. Принципиально ничто и никто не меняется. Дети и тогда, и сейчас переживают вместе с героями приключения, сложные ситуации, чудеса. Показательно и то, что несмотря на засилье компьютерных игр, дети продолжают посещать театр. Они ходили сюда, ходят и будут ходить. От нас требуется только одно: делать хорошие добрые интересные спектакли. Можно придумывать разные формы выражения, но суть остаётся одна: добро всё равно должно побеждать. Это аксиома. Даже если в реальной жизни всё наоборот. Если человек с детства знает, что добро существует, это помогает ему сделать в жизни правильный выбор. Иначе зачем вообще ходить в театр – только ради развлечения? Развлечений сейчас и так более чем достаточно. Театр должен учить, театр должен воспитывать. Недавно в трамвае встретила маму с ребёнком, пятилетним малышом, который отказался садиться и предложил свободное место маме: «Ты же устала, ты же была на работе…». И за этого мальчика я спокойна – если уже в таком возрасте человек способен на заботу, участие, сострадание, то это будет хороший сын, хороший муж и хороший отец.

– Городская публика чем-то отличается от сельской?

– Театр часто выезжает на гастроли и на фестивали в разные города, но дети везде примерно одинаковы. Если спектакль им нравится, то нравится он им везде – и в городе, и в деревне. Однажды выезжали в Республику Чувашия со спектаклем «Терёшечка», где я играю Човылиху – некое подобие Бабы-яги. В финале она исполняет танец, и чувашские дети выходили плясать вместе с ней прямо на сцену. По сюжету я похищаю Терёшечку, сажаю его в мешок, и мальчик, который уже в Ульяновске сидел в первом ряду, попытался у меня этот мешок отобрать. Дети верят в реальность того, что происходит на сцене… Нередко подобные случаи происходят на детских утренниках, когда какая-нибудь нечисть похищает Деда Мороза, Снегурочку или мешок с подарками. Они и пугаются, и искренне возмущаются, и радуются счастливому финалу.

От Лягушки до Ёжика

– А порой не тянет, глядя на молодёжь, сыграть что-нибудь авангардное?

– Разнообразия хочется всегда, но надо, чтобы режиссёр разглядел в тебе тот образ, который он ищет. Труппа у нас большая, и в одном спектакле занять всех артистов невозможно. А чувство нереализованности – это вечный спутник любого творческого человека.

– А почему всё-таки решили выбрать именно театр кукол?

– Мне предлагали после училища работу в театре драмы. Но любовь к кукольным постановкам у меня сохранилась со школьных времён. Мою первую роль – Лягушки в «Теремке» – я сыграла ещё в четвёртом классе, в школьном кружке. Сейчас я в «Теремке» играю уже Ёжика… Так что такая вот актёрская карьера.

– Есть ли у театра проблемы?

– Мы очень много работаем на выездах по детским садам. Конечно, дети рады, что сказка приходит к ним в гости, но одно дело спектакль, сделанный на мобильных декорациях, а другое – на театральной сцене, где атмосфера сказки присутствует изначально. Спектакль в детском саду воспринимается как событие более рядовое, а вот визит в театр запоминается надолго.

– Что вы пожелаете коллегам по «цеху»?

– Хочу поздравить всех коллег с международным Днём кукольника, пожелать актёрам, чтобы всегда звучали их голоса, а руки, потрудившись, отдыхали. Всем семейного благополучия. Доброго здоровья и творческих успехов! Я думаю, мы вас, особенно маленьких зрителей, будем ещё удивлять и радовать долго. И ещё хотелось бы, чтобы на старшее поколение кукольников обращали побольше внимания. С нашим опытом мы можем гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Досье
Людмила Доронина. Окончила театрально-режиссёрское отделение Ульяновского училища культуры. В 1978 году получила приглашение в Ульяновский театр кукол, где и работает поныне, сыграв сотни как кукольных, так и актёрских ролей.
Справка
Идея отмечать Международный день кукольника в 2000 году пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. Через три года, 21 марта 2003, этот праздник был отмечен впервые. Президент Международного союза деятелей театра кукол Маргарета Никулеску обратилась с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол!»

Дюймовочка

Фото: АиФ/ А.Павлова

17 марта в театре кукол прошла премьера спектакля «Дюймовочка». Зрители в восторге. Зал был полон на всех трёх показах, дети смеялись над шутками, родители аплодировали и кричали «Браво!». «Дюймовочка» поставлена по одноимённой сказке Андерсена, но более современная, весёлая и серьёзнее, чем в других спектаклях. Очень красивые куклы и декорации, захватывающие дух моменты и музыка не оставили зрителей равнодушными. Спектакль поставила режиссёр-постановщик из Санкт-Петербурга Екатерина Ложкина-Белевич, художник-постановщик – Наталия Бурнос. Кто не успел на премьерные показы, может сделать это 15 апреля.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах