24 июля в 18.00 в креативном пространстве «Квартал» состоится творческий вечер Андрея Бузуева, которого до сих пор помнят как легенду ульяновского рока.
Правда, по его же собственному признанию, он не давал концертов в Ульяновске аж с 1997 года, да и раньше выступал больше как вокалист и гитарист «гремевшего» когда-то на всю Ульяновскую область вокально-инструментального ансамбля «Серпантин». Впрочем, это не удивительно, поскольку Андрей Николаевич уже более двадцати лет проживает в Москве, где, кстати, регулярно делится новинками своего творчества на различных концертных площадках. И вот решил-таки отметиться на исторической родине. Почему? Об этом-то, в основном с ним и шёл разговор…
«Ренессанс»
Сергей Юрьев, ul.aif.ru: Андрей Николаевич, что вы ждёте от выступления в Ульяновке, городе, где очень давно не давали концертов, где, как вы считаете, вас уж и забыли?..
Андрей Бузуев: Есть у меня один коллега, который рассказал мне довольно печальную историю: долго хотел с другом повидаться, а, когда собрался, наконец, это сделать, выяснилось, что друг умер… Вот я и решил, что надо повидаться с друзьями, пока сам не «сыграл в ящик»… Лучше поздно, чем никогда. Я и сам – совсем не тот, кем был тридцать лет назад. Сейчас я довольно скептически отношусь ко многим своим произведениям, созданным в прошлом веке. Я вообще много лет ничего не писал, но с 2014 года у меня наступил некий творческий «ренессанс», так что, мне есть, чем поделиться… Так-то я не считаю себя профессиональным поэтом или музыкантом. Я всего лишь философ-любитель, и песенки для меня – средство донести до кого-то свои мысли и чувства. Да и себе самому помочь разобраться с собственными взглядами на жизнь. Это инструмент для того, чтобы разобраться (извиняюсь за излишний пафос), в чём смысл жизни… Я надеюсь, что получится концерт-благодарность – и родному городу, и друзьям, и всем, кто меня услышит…
- А чем вызвано ваше скептическое отношение к своему раннему творчеству? Я, конечно, понимаю, что раньше было и небо голубее, и деревья выше, и девки краше, и чувства острее. Как писал Владимр Высоцкий, «мы всё-таки мудреем год от года…». И всё же мне не совсем понятно, как можно отрицать себя прошлого…
- Тут проблема, вероятно, в многолетнем перерыве, который я себе позволил. С конца прошлого века до 2014 года я почти ничего не писал. Иногда вылетали какие-то обрывки стихов – как из сломанного принтера…

Всё познаётся в сравнении
- Так что случилось в 2014 году?
- А случилась интересная встреча – из тех, что меняет судьбу… Есть такая бардесса-поэтесса Алина Симонова из Самары, и я вместе с женой Алёной как-то попал на её концерт в Москве. Познакомились. Оказалось, что был общий знакомый, очень хороший поэт Андрей Ширяев, который годом раньше ушёл из жизни. И она предложила мне поучаствовать в вечере его памяти, предложила написать песню на его стихи. И я написал… И как-то это дало импульс к тому, чтобы продолжать творить. А потом появился соавтор – Михаил Павлов, тоже родом из Ульяновска. Он писал, в основном, музыку, я – тексты. И стало получаться! Причём, настолько, что из песен, написанных в прошлом веке, я бы оставил сейчас две-три, не больше. И это вовсе не отрицание себя прежнего. Просто всё познаётся в сравнении. А за последние годы создано песен двадцать, которые мне близки и дороги…
- И всё-таки вы назвали свой творческий вечер в Ульяновске «Я белая пешка…». Так называлась одна из старых песен. Едва ли не из числа первых… Ей уж точно больше сорока лет. Это что – лишь дань ностальгии?
- Это вещь была, действительно, знаковой. С неё началось моё преображение из рок-музыканта в автора-исполнителя. Если меня и помнят в Ульяновске, то преимущественно именно по этой песне.
Я - пешка простая, я - белая пешка Е-2.
Мне выпала честь защищать самого короля.
И в бой я бросаюсь, не тратя пустые слова:
Мне их заменяют мои боевые поля.
Мне мысли не чужды. Вчера в философском пылу
Постиг я одну из бесчисленных тайн бытия.
Я понял, что я не один деревянен и глуп:
Рожден наш король из того же бревна, что и я…
Ну, и так далее…
- По тем временам, звучало довольно смело, да и сейчас актуальности не утратило… Помнится, тогда, в 80-90-е годы прошлого века, чтобы добиться популярности в народе требовалось меньше усилия, чем сейчас.
- Это довольно спорный вопрос. Да, ансамбль «Серпантин» знали и в городе, и в области, но мы много работали, постоянно обновляли репертуар, добывали западные хиты, что по тем временам было не так-то просто. Постоянно выезжали в глубинку с агитконцертами. Даже ездили с агитпоездом по стране. Однажды в Польше гастролиролвали. А потому что был комсомол – организующая и направляющая сила. И финансирующая, кстати…
- А чем агитконцерт отличался от просто концерта? Просто сейчас это не все знают…
- Да ничем, кроме названия… Иногда выступать приходилось зимой, на морозе – гитара порой просто дубела, руки к струнам примерзали. Зрители сидели, слушали, хлопали… Но мы особо и не гнались за признанием публики. Мы просто играли и пели, делали то, что нам нравится… Как-то зашли мы зимой в коровник. А публики нет. И, пока селяне не собрались, мы где-то полчаса играли коровам – просто ради удовольствия. До сих пор жалею, что не побывал в том же селе ещё раз – спросить, не повысились ли удои от нашей музыки. А вот с агитпоездом ЦК ВЛКСМ нас отправили в «гастроли» по Золотому кольцу на две недели в жуткую жару. Жили в тех же вагонах, в которых ехали, и умыться, кроме как в вагонном туалете, было негде. Но в Вологде нам устроили праздник – отправили в баню. И мы так со звукорежиссёром Петром Петровым так пообливались холодной водой после парной, что я на следующий день потерял голос. Так что пришлось за меня товарищам отдуваться, поскольку петь я не мог, а только на гитаре аккомпанировал… Что касается творчества, то мы варились в собственном соку. «Снимали» песни на слух с магнитофонных лент страшного качества. Сил было много, да и глупостей немало наделали. Всё-таки человек должен здраво смотреть на собственное прошлое – с высоты обретённого опыта.
«Слава Богу, я всё это прожил…»
- Но, наверное, раньше и время-то было более счастливым…
- Тоже спорное утверждение. Я и сейчас счастлив. Я могу не писать на чью-то потребу, на злобу дня. В стихах и песнях воплощаются мои собственные мысли и чувства, и мне не надо кому-либо угождать. Хотя я не склонен считать, что я пишу песни. Скорее, это мелодекламации, если трезво оценивать мои вокальные данные.
- Раньше, наверное, и славы хотелось…
- Да, у меня по этому поводу даже есть стишок. Называется «Аромасофия»:
Утро пахнет кофе и надеждой,
вечер пахнет виски и печалью.
Слава Богу, я не буду прежним,
прежним «Я», которым был в начале.
Глупым, беспокойным и беспечным -
всё в один тугой клубок смешалось -
принимавшим каждый день за вечность,
и не различавшим зло и шалость.
Непритёртым и неосторожным,
влет любившим всех, кого попало...
Слава Богу, я всё это прожил -
Слава Богу, было да пропало.
Полдень пахнет потом и заботой,
Полночь - океана терпким зовом,
Слава Богу, весь клубок размотан,
и не хватит времени на новый.
Ну, ничто не греет, хоть должно бы:
ни балы, ни битвы, ни парады.
Помоги советом, старый хоббит,
твой последний фокус - то, что надо.
Может, пыль попробовать с бензином,
или маяком залезть на камень,
или стать отделом магазинным
с зеркалом, заляпанным руками?
Но уже не справиться с зевотой,
завела такую, сволочь, моду...
Утро пахнет кофе и работой,
Вечер пахнет виски и свободой.
- То есть, вы не жалеете о том, что судьба не потянула в сторону шоу-бизнеса?
- В 80-е годы вершиной карьеры музыканта-любителя считалось устроиться в кабак. На излёте жизни «Серпантина» мы даже играли в кафе «Молодёжное» - было такое в гостинице «Венец». Но, получив диплом, я уехал в Кротовку учительствовать… Времени ни на что другое, кроме семьи и работы не оставалось. Преподавал не только русский язык и литературу, но и музыку, и рисование. Что касается шоу-бизнеса… В конце концов, есть «Мадонна» Рафаэля, а есть табличка «Не влезай – убьёт!». Это совершенно разные направления человеческой деятельности, и целевая аудитория у них разная. И цели разные. В одном случае – создать произведение искусства, в другом – «бабла срубить»… И та, и другая цель понятны и имеют право на существование. Конечно, приятно, когда платят за ту работу, которая доставляет радость. Но прижизненно разбогатеть таким образом – крайне маловероятно. Так что я предпочитаю разделять творчество и добычу хлеба насущного…
Любовь через Волгу и Босфор. Бард Валерий Боков отметил необычный юбилей
В музее пожарной охраны прошёл творческий вечер поэта Фёдора Горобцова
«Мне бывает неудобно перед Бахом». Бард Козловский о музыке и её слушателях
Сверили песни: у них есть будущее. Юные барды встретились в Димитровграде