Железнодорожная столица?
В начале ХХ века Симбирск мечтал вырваться вперёд по железнодорожной части. Его уже вовсю опережали Казань и Самара. Уже действовал Сызранский железнодорожный мост, и хотя это была территория Симбирской губернии, но уездный город Сызрань уже тогда тяготел к Самаре, что позже и зафиксировалось административно. Была к тому времени и в Симбирске своя ветка Московско-Казанской железной дороги, пущенная в 1898 году. Но она никак не сообщалась с левым берегом. Чтобы доставить грузы на проходящую по левобережью ветку Волго-Бугульминской железной дороги, их приходилось выгружать в Симбирске, везти на повозках к пристаням на Волге и переправлять на баржах и лодках, а зимой – на санях по льду. Весной и осенью, в периоды ледостава и ледохода, связи между берегами и вовсе не было никакой. Поэтому новый мост ждали с нетерпением.
И не зря в Симбирске воздвигли памятник Петру Столыпину. Местному обществу было, за что благодарить премьера, павшего в 1911 году от рук террориста. Решение о строительстве моста было принято Петром Аркадьевичем после его визита в Симбирск 24 (11) сентября 1910 года. Проплывая по Волге, Столыпин остановился в городе на несколько часов. Тут главу правительства и взяли в оборот симбирские купцы вместе с почётными гражданами. В обсуждении вопроса участвовал председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги князь Долгорукий. Председатель совета министров согласился с доводами о важности строительства моста для экономики губернии.

Строительство второго по величине моста в Европе началось весной 1913 года. Над проектом работал русский инженер и учёный Николай Аполлонович Белелюбский, уже построивший к этому времени в России около ста мостов. Строители должны были возвести пролётные строения над Волгой, островом и речкой Часовенной Воложкой, оборудовать береговые подходы и выполнить массу других работ.
Элементы стальных конструкций делались на заводе в Юзовке (ныне Донецк), сами фермы собирались уже на месте. Гранит для облицовки «туфельных опор» доставлялся с Урала, бутовый камень добывали в Ташле под Симбирском. Впервые в мировой практике мостовые пролёты изготавливались из кованого железа. При строительстве использовалась лучшая техника: мостовые краны, кессонные камеры для подводных работ. Работа шла круглый год, не прекращаясь даже зимой.
Мистика и саботаж
Что только не препятствовало строительству! Сначала был пожар 1914 года. Этот день вообще характеризуется мистическим стечением обстоятельств.
Тогда, в 1914 году, в Симбирске неофициально находился не кто-нибудь, а директор департамента общих дел МВД, будущий российский премьер Борис Штюрмер. На посту председателя совета министров он был выдвиженцем Распутина и в лице многих россиян представлял тёмные, реакционные силы. В то время советником Симбирского губернского правления у губернатора Ключарёва служил его сын надворный советник Георгий Штюрмер. В тот день важный государственный чиновник приехал крестить своего внука Бориса в Богоявленской церкви Симбирска. 7 июля, в день пребывания Штюрмера-старшего, в нашем городе случился пожар на строящемся мосту. И в тот же день умер ребёнок, которого он приехал крестить.
Причиной масштабного пожара послужила раскалённая клёпка, упавшая на леса в пропитанные горючими материалами мусор и щепки. Пожар моста описал наш земляк, участник строительства Иван Якушин в своих дневниках, которые исследовала и представила читателям местный краевед Татьяна Громова в 2009 году в журнале «Мономах». Автор дневников, в частности, сообщает, что пожар можно было затушить в самом зародыше. При стройке имелась пожарная команда, охрана из жандармов, много рабочих, но никто не бросился тушить огонь, а сразу разбежались с криками «Горим!».
Это во многом объясняется тем, что строители были в большой претензии к управлению Юзовского завода, обманывавшему их при расчётах. Отсюда – обида, равнодушие и злорадство. Завод понёс из-за пожара колоссальные убытки, поскольку страховка оказалась просроченной. А строителям пожар сохранил ещё на несколько месяцев их рабочие места.
Ещё одно происшествие - грандиозный оползень Симбирской горы 29-31 мая 1915 года разрушил восемь уже построенных опор аркады, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге, пострадало много жилых домов и различных построек. Нечто подобное (правда, несопоставимое по масштабам), произошло через 101 год, в апреле 2016-го, когда разрушилась ведущая к мосту подъездная дорога известная в народе как «грузовая восьмёрка».
Если вспоминать об авариях, нельзя обойти стороной и трагедию теплохода «Александр Суворов». 5 июня 1983 года пассажирское судно зашло под слишком низкий несудоходный пролёт. При ударе была срезана верхняя палуба, на теплоход упали вагоны и грузы проходящего по мосту товарного состава, погибло не менее 176 человек. Пролётное строение моста было смещено на 40 см.
Город на двух берегах
В течение 1953-1958 годов симбирский мост подрос в высоту и обзавёлся автомобильным собратом. К необходимости не только железнодорожного, но и автомобильного сообщения между берегами в середине ХХ века пришли не сразу. Вот что об этом событии сообщает архивист и краевед Иван Сивопляс:
По словам краеведа, расширять мост именно под автомобильное, а не железнодорожное сообщение решили уже в ходе строительства, когда выяснилось, что патронный завод – «Володарку» – убирать из зоны затопления не будут, а обнесут дамбой. Это значило, что в Ульяновске останется (и будет расти дальше) заселённый левобережный район. Без автомобильного сообщения между районами города оставаться было никак не возможно, и в 1958 году была открыта автомобильная часть моста. В связи с первоначальным железнодорожным назначением ширина автомобильной «двухполоски» была у́же, чем полагалось по стандарту даже того времени.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть