Страницы истории
Первый самолет, совершавший демонстрационные полеты над Ярмарочной площадью, появился в небе над Симбирском сто лет назад - в 1913 году. Затем, уже в 1924 году, в Ульяновске финишировал агитационный перелет из Царицына. Тогда же среди жителей нашего города появились первые авиапассажиры - в течение недели самолет катал ульяновцев над городом. С 1925 года начались работы по оборудованию аэродрома, а десятью годами позже, когда здесь были организованы Курсы высшей летной подготовки, авиация получила в Ульяновске постоянную «прописку». Впрочем, долгое время ульяновский аэродром мог принимать лишь небольшие самолёты, а взлетно-посадочная полоса располагалась неподалёку от территории автозавода.
Первое помещение аэропорта «Ульяновск-Центральный» было построено в 1957 году, и многие старожилы помнят это здание из красного кирпича под шпилем. Сейчас это здание остаётся «в строю» - здесь располагается аэродромная служба Ульяновского училища гражданской авиации.
Лучшее - впереди
Нынешнее здание аэровокзала было открыто в 1970 году - к 100-летию со дня рождения Ленина, одновременно с железнодорожным вокзалом, гостиницей «Венец» и Ленинским мемориалом.
В 1973 году Ульяновский аэропорт прославился на всю страну. Когда шли съёмки популярнейшего в СССР фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», роль подмосковного Минского шоссе, на которое приземлился ТУ-134, сыграла наша взлётно-посадочная полоса. За штурвалом самолёта сидел заместитель начальника Центра ГА СЭВ Иван Таращан, а «жигулёнками» и «Москвичами», что маневрировали вокруг шасси, управляли местные лётчики-инструкторы, выполняя, по сути, работу каскадёров.
Как рассказал генеральный директор ОАО «Аэропорт-Ульяновск Сергей Наконечный, период расцвета Ульяновского аэропорта пришёлся на 80-е, начало 90-х годов прошлого века. Тогда пассажирооборот составлял 600 000 человек в год, и самолёты летали в десятки городов СССР - Москву, Ленинград, Киев, Харьков, Баку, Волгоград, Воронеж, Горький, Донецк, Душанбе, Ереван, Кишинёв, Краснодар, Минеральные Воды, Нижневартовск, Ригу, Ташкент, Тбилиси и многие другие. Пропускная способность аэровокзала составляла четыреста человек в час, правда, требования к процедуре досмотра были тогда куда мягче, чем сейчас.
Впрочем, как полагает Сергей Иванович, лучшие времена ещё впереди. В 2009 году был издан Указ Президента Российской федерации о передаче ста процентов акций аэропорта из федеральной в областную собственность. Вскоре началась масштабная реконструкция аэровокзала, который получил имя нашего великого земляка, историографа Государства Российского Николая Михайловича Карамзина. Сейчас отсюда совершаются регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Минеральные Воды, Уфу и Пермь. В ближайшее время ожидается открытие новых направлений - на Нижний Новгород и Саратов. Не за горами то время, когда аэропорт Ульяновск (Баратаевка) получит статус международного, а к 2030 году планируется довести пассажиропоток до миллиона человек в год, превзойдя показатели советских времен.
Здесь уже есть не только удобные залы ожидания, современные терминалы и кафе, но и то, чего нет в других аэропортах - библиотека, которой может воспользоваться любой пассажир. Так что аэропорт имени Николая Карамзина стал одним из главных символов Ульяновска – не только как авиационной, но и как культурной столицы.