Ещё в начале 90-х годов прошлого века медицинская авиация в области была как наследие СССР: в качестве «скорой» работало два спецборта - один на базе «кукурузника» АН-2, другой - вертолёт.
Первые сообщения о том, что в нашем регионе решено возродить летающую скорую медицинскую помощь, появились в феврале 2019 года. Тогда было объявлено о планах строительства в регионе нескольких вертолётных площадок… Но только теперь, по поручению главы региона Алексея Русских процесс сдвинулся с мёртвой точки, и идея начала воплощаться в реальность.
Не просто вертолёт с символикой на борту
Уже с 1 октября оснащённый всем необходимым медицинским оборудованием вертолёт «Ансат» производства Казанского вертолётного завода займёт свой пост в Баратаевском аэропорту.
Изначально была задумка устроить вертолётную площадку на крыше одного из корпусов Центральной городской клинической больницы, но от неё отказались. Расчёты показали, что подобная схема не ускорит доставку больного от вертолета до операционного стола. Так что летательный аппарат будет садиться на землю. Было и видение всех проблем, связанных с созданием и эксплуатацией воздушной неотложки. Во-первых, это трудности организации полетов над крупными городами, получением разрешения на взлет и согласованием маршрута. Во-вторых, это обеспечение безопасности, поскольку, поскольку город застроен высотками, опутан трамвайными и прочими проводами, заполонён рекламными конструкциями. В-третьих, эксплуатация и содержание летательных аппаратов дело чрезвычайно дорогостоящее. Кроме этого, возможность вылета зависит от метеоусловий и времени суток. В тех регионах, где воздушная неотложка работает давно, ночью она не летает.
Когда счёт идёт на минуты
Но всё-таки есть ситуации, когда воздушная неотложка бывает незаменима. И.о. министра здравоохранения Ульяновской области Олеся Колотик-Каменева так оценила нововведение: «В сложных ситуациях, когда счёт идёт на минуты, для соблюдения правила «золотого часа» это неоценимо важно. Транспортировка пациентов авиационным транспортом будет осуществляться не только по Ульяновской области, но и в крупные медицинские центры других регионов страны, в том числе по экстренным показаниям».
Впрочем, на первом этапе не стоит вопрос о закупке собственного вертолёта. Пока заключён контракт с обществом «Национальная служба санитарной авиации» из Санкт-Петербурга на сумму около 25 миллионов рублей. Срок его действия - с 1 октября по 12 декабря текущего года. На основании заключенного договора, предоставленный ульяновским медикам вертолёт оснащён аппаратом ИВЛ, системой мониторинга и дефибрилляции сердца. Словом, всем, что позволяет оказывать экстренную медицинскую помощь до поступления пациента в стационар. Кроме этого, сама вертолётная площадка обошлась в 3 миллиона 407 тысяч рублей.
Естественно, возникают вопросы: что будет после 12 января и как будет расширяться комплекс вертолётных площадок? Впрочем, если сделан первый шаг, то за ним неизбежно должен последовать и второй, и третий. Иначе и начинать не стоило.