Были первыми
По данным государственного статнаблюдения, в России ежегодно образуется около 5 млрд тонн отходов, из них твёрдых коммунальных – 70 млн тонн. И только 52 % из них утилизируются и обезвреживаются. Чтобы исправить ситуацию, законодатели внесли изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», сделав акцент на новую организацию отрасли и цивилизованную переработку. Планировалось, что старт работы в новом формате станет центральным событием Года экологии в России.
Ульяновский регион Территориальную схему обращения с отходами принял ещё в сентябре 2016-го. Торопиться был стимул: федеральное правительство пообещало, что субъекты РФ, которые примут этот документ в установленный законом срок, получат свою долю из 6 млрд рублей экологического сбора на развитие отрасли. Согласно региональной терсхеме область была поделена на четыре зоны, в каждой из которых должен был работать свой региональный оператор. По закону именно он несёт ответственность за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов (ТКО).
«АиФ» подробно обсуждал эту тему на заседании круглого стола ещё в марте.Наши эксперты говорили, что новые правила работы отрасли позволят со временем решить проблему несанкционированных свалок, от которых задыхается регион.
Но 2 июня областной суд удовлетворил иск ООО «Симбирская экологическая компания» о признании Территориальной схемы обращения с отходами в Ульяновской области, которую утвердило региональное Министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта, недействующей. Оснований для отмены истец выдвинул несколько, одно из них прямо указывает на его коммерческий интерес. В августе прошлого года «Симбирская экологическая компания» заключила с региональным правительством соглашение о строительстве в Новоспасском районе объекта размещения и первичной сортировки отходов, но в территориальную схему этот объект включён не был. Для исправления исключительно этого обстоятельства не потребовалось бы разваливать всё дело, поскольку территориальная схема не является документом окончательным и Новоспасский полигон мог быть включён в неё по факту своего появления. Поэтому самое интересное – дальше.
О птичках
Суд согласился с доводами истца, что из территориальной схемы должен быть исключен Баратаевский полигон, поскольку он располагается всего в трёх километрах от аэропорта.
А это противоречит правилам использования воздушного пространства РФ, по которым расстояние между контрольной точкой аэродрома и объектом размещения отходов или любым другим, привлекающим внимание пернатых, должно быть не менее 15 км. Примечательно, что под действие упомянутых правил попадают все ульяновские полигоны.
– На этом основании можно закрыть большинство полигонов в нашей стране, – говорит член Экопалаты Ульяновской области директор ООО «Экологические системы» Лев Левитас. – Но что это даст? Птицы летают не только над полигоном, но и над полями, которые рядом. Насколько я знаю, до сих пор не было судебных прецедентов по этому поводу, потому что выход есть – это принятие мер безопасности. Правила запрещают объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Мы делали мониторинг орнитологической обстановки над Баратаевским полигоном, есть заключение известного орнитолога Олега Бородина, что предприятие применяет эффективные мероприятия по отпугиванию птиц, а основной причиной массового скопления пернатых служат окрестные сельскохозяйственные угодья, которые являются в этом районе основным источником корма.
Другим основанием для ликвидации полигона суд счёл переход в 2014 году его земель в статус земель населённого пункта. Таким образом, городская власть на бумаге раздвинула границы областного центра, но осознав свою оплошность, ещё в прошлом году постановила внести изменения в Генплан и вернуть на этом участке границы города на место до 1 августа 2017-го. По этому поводу есть официальный документ, который суд во внимание не принял.
– Я считаю, что решение принято однобокое, – говорит Лев Левитас. – Согласно постановлению правительства в территориальную схему могут входить объекты, которые имеют лицензию и внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Баратаевский полигон в него внесён. Чтобы его исключить из территориальной схемы, надо сначала вывести из ГРОРО.
Сложно представить, что вот так, по формальным признакам, можно закрыть полигон, на который свозят 50 % (!) городских отходов, но в тексте решения суда исключение его из перечня объектов по обработке, утилизации и размещению отходов рассматривается как вопрос решенный. Случись такое на самом деле, в Год экологии город накрыла бы настоящая экологическая катастрофа, потому что другие существующие полигоны не в состоянии принять такие объёмы ТКО.
Развалить легко
Другой аргумент в пользу отмены территориальной схемы, который предъявил истец и поддержал суд, – неправильный расчёт нормативов накопления отходов. Если решение областного суда, отменившее территориальную схему, в том числе по причине неправильного расчёта норм накопления отходов, поддержит Верховный суд РФ, куда ответчик и заинтересованные третьи лица по делу планируют подавать жалобы, то ульяновский прецедент обрушит всю конструкцию новой системы обращения с отходами в России, считает руководитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Александр Каплин:
– До 26 сентября 2016 года все субъекты РФ должны были утвердить свои территориальные схемы, которые ложатся в основу дальнейших мероприятий по реформированию сферы обращения с отходами. Чтобы успеть к этому сроку и не откладывать в долгий ящик борьбу с несанкционированными свалками, переход к глубокой переработке отходов, было решено утверждать территориальные схемы с нормами накопления, полученными математическим расчётным путём, а не сезонными замерами, как буквально требует законодательство. Но с обязательной корректировкой по мере поступления данных по всем сезонам в течение года в различных муниципальных образованиях. К слову сказать, к 1 июля Ульяновская область эту работу закончит, и региональное правительство могло спокойно скорректировать терсхему, не останавливая следующих шагов, в том числе конкурсного отбора региональных операторов.
То есть если в Верховном суде будет подтверждено, что нормативы накопления отходов обязательно должны быть получены исключительно в результате сезонных замеров, то во всех российских регионах уже принятые территориальные схемы будут подлежать отмене, так как к 26 сентября 2016 года ни один регион не успевал утвердить нормативы на основе сезонных замеров. Инициаторами развала терсхем по формальным признакам могут стать жалобщики-конкуренты или органы прокуратуры.
– Если Ульяновская область ещё успеет всё исправить (из-за того, что несколько отстающих российских регионов не успели к 26 сентября прошлого года утвердить свои терсхемы, обязательным становится запуск новой системы с 1 января 2019 года), то остальные регионы, которые будут постепенно втягиваться в подобные судебные процессы, не успеют исправить ситуацию к 2019-му, – говорит Александр Каплин. – А значит, реформа «мусорной» отрасли в целом по России снова будет отложена. Впрочем, есть надежда, что Верховный суд РФ оценит это дело со всех сторон и не допустит создания опасного прецедента.
Вечная свалка
В марте на заседании круглого стола «АиФ» начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Лилия Федоскова говорила, что за год в надзорное ведомство поступает порядка двухсот обращений по проблемам несанкционированных свалок, захламления территорий, несвоевременного вывоза отходов. Больше половины из них – от жителей сельских населённых пунктов. Происходит это потому, что в сельских муниципальных образованиях совершенно отсутствует система сбора и вывоза коммунальных бытовых отходов. Новые правила работы отрасли обязывали регоператоров ликвидировать вновь образованные свалки в зоне своей ответственности, а собственников частных подворий – заключать договоры на вывоз и утилизацию твёрдых коммунальных отходов. Всё это вместе могло предотвратить появление несанкционированных свалок в будущем, хотя не решало проблему существующих, которые по закону должны быть ликвидированы за счёт средств регионального бюджета. Смещение сроков принятия территориальной схемы и выбора региональных операторов на неопределённое будущее как минимум означает, что несанкционированные свалки на теле региона пока будут только расти.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть