Были первыми
По данным государственного статнаблюдения, в России ежегодно образуется около 5 млрд тонн отходов, из них твёрдых коммунальных – 70 млн тонн. И только 52 % из них утилизируются и обезвреживаются. Чтобы исправить ситуацию, законодатели внесли изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», сделав акцент на новую организацию отрасли и цивилизованную переработку. Планировалось, что старт работы в новом формате станет центральным событием Года экологии в России.
Ульяновский регион Территориальную схему обращения с отходами принял ещё в сентябре 2016-го. Торопиться был стимул: федеральное правительство пообещало, что субъекты РФ, которые примут этот документ в установленный законом срок, получат свою долю из 6 млрд рублей экологического сбора на развитие отрасли. Согласно региональной терсхеме область была поделена на четыре зоны, в каждой из которых должен был работать свой региональный оператор. По закону именно он несёт ответственность за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов (ТКО).
«АиФ» подробно обсуждал эту тему на заседании круглого стола ещё в марте.Наши эксперты говорили, что новые правила работы отрасли позволят со временем решить проблему несанкционированных свалок, от которых задыхается регион.
Но 2 июня областной суд удовлетворил иск ООО «Симбирская экологическая компания» о признании Территориальной схемы обращения с отходами в Ульяновской области, которую утвердило региональное Министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта, недействующей. Оснований для отмены истец выдвинул несколько, одно из них прямо указывает на его коммерческий интерес. В августе прошлого года «Симбирская экологическая компания» заключила с региональным правительством соглашение о строительстве в Новоспасском районе объекта размещения и первичной сортировки отходов, но в территориальную схему этот объект включён не был. Для исправления исключительно этого обстоятельства не потребовалось бы разваливать всё дело, поскольку территориальная схема не является документом окончательным и Новоспасский полигон мог быть включён в неё по факту своего появления. Поэтому самое интересное – дальше.
О птичках
Суд согласился с доводами истца, что из территориальной схемы должен быть исключен Баратаевский полигон, поскольку он располагается всего в трёх километрах от аэропорта.
А это противоречит правилам использования воздушного пространства РФ, по которым расстояние между контрольной точкой аэродрома и объектом размещения отходов или любым другим, привлекающим внимание пернатых, должно быть не менее 15 км. Примечательно, что под действие упомянутых правил попадают все ульяновские полигоны.
– На этом основании можно закрыть большинство полигонов в нашей стране, – говорит член Экопалаты Ульяновской области директор ООО «Экологические системы» Лев Левитас. – Но что это даст? Птицы летают не только над полигоном, но и над полями, которые рядом. Насколько я знаю, до сих пор не было судебных прецедентов по этому поводу, потому что выход есть – это принятие мер безопасности. Правила запрещают объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Мы делали мониторинг орнитологической обстановки над Баратаевским полигоном, есть заключение известного орнитолога Олега Бородина, что предприятие применяет эффективные мероприятия по отпугиванию птиц, а основной причиной массового скопления пернатых служат окрестные сельскохозяйственные угодья, которые являются в этом районе основным источником корма.
Другим основанием для ликвидации полигона суд счёл переход в 2014 году его земель в статус земель населённого пункта. Таким образом, городская власть на бумаге раздвинула границы областного центра, но осознав свою оплошность, ещё в прошлом году постановила внести изменения в Генплан и вернуть на этом участке границы города на место до 1 августа 2017-го. По этому поводу есть официальный документ, который суд во внимание не принял.
– Я считаю, что решение принято однобокое, – говорит Лев Левитас. – Согласно постановлению правительства в территориальную схему могут входить объекты, которые имеют лицензию и внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Баратаевский полигон в него внесён. Чтобы его исключить из территориальной схемы, надо сначала вывести из ГРОРО.
Сложно представить, что вот так, по формальным признакам, можно закрыть полигон, на который свозят 50 % (!) городских отходов, но в тексте решения суда исключение его из перечня объектов по обработке, утилизации и размещению отходов рассматривается как вопрос решенный. Случись такое на самом деле, в Год экологии город накрыла бы настоящая экологическая катастрофа, потому что другие существующие полигоны не в состоянии принять такие объёмы ТКО.
Развалить легко
Другой аргумент в пользу отмены территориальной схемы, который предъявил истец и поддержал суд, – неправильный расчёт нормативов накопления отходов. Если решение областного суда, отменившее территориальную схему, в том числе по причине неправильного расчёта норм накопления отходов, поддержит Верховный суд РФ, куда ответчик и заинтересованные третьи лица по делу планируют подавать жалобы, то ульяновский прецедент обрушит всю конструкцию новой системы обращения с отходами в России, считает руководитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Александр Каплин:
– До 26 сентября 2016 года все субъекты РФ должны были утвердить свои территориальные схемы, которые ложатся в основу дальнейших мероприятий по реформированию сферы обращения с отходами. Чтобы успеть к этому сроку и не откладывать в долгий ящик борьбу с несанкционированными свалками, переход к глубокой переработке отходов, было решено утверждать территориальные схемы с нормами накопления, полученными математическим расчётным путём, а не сезонными замерами, как буквально требует законодательство. Но с обязательной корректировкой по мере поступления данных по всем сезонам в течение года в различных муниципальных образованиях. К слову сказать, к 1 июля Ульяновская область эту работу закончит, и региональное правительство могло спокойно скорректировать терсхему, не останавливая следующих шагов, в том числе конкурсного отбора региональных операторов.
То есть если в Верховном суде будет подтверждено, что нормативы накопления отходов обязательно должны быть получены исключительно в результате сезонных замеров, то во всех российских регионах уже принятые территориальные схемы будут подлежать отмене, так как к 26 сентября 2016 года ни один регион не успевал утвердить нормативы на основе сезонных замеров. Инициаторами развала терсхем по формальным признакам могут стать жалобщики-конкуренты или органы прокуратуры.
– Если Ульяновская область ещё успеет всё исправить (из-за того, что несколько отстающих российских регионов не успели к 26 сентября прошлого года утвердить свои терсхемы, обязательным становится запуск новой системы с 1 января 2019 года), то остальные регионы, которые будут постепенно втягиваться в подобные судебные процессы, не успеют исправить ситуацию к 2019-му, – говорит Александр Каплин. – А значит, реформа «мусорной» отрасли в целом по России снова будет отложена. Впрочем, есть надежда, что Верховный суд РФ оценит это дело со всех сторон и не допустит создания опасного прецедента.
Вечная свалка
В марте на заседании круглого стола «АиФ» начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Лилия Федоскова говорила, что за год в надзорное ведомство поступает порядка двухсот обращений по проблемам несанкционированных свалок, захламления территорий, несвоевременного вывоза отходов. Больше половины из них – от жителей сельских населённых пунктов. Происходит это потому, что в сельских муниципальных образованиях совершенно отсутствует система сбора и вывоза коммунальных бытовых отходов. Новые правила работы отрасли обязывали регоператоров ликвидировать вновь образованные свалки в зоне своей ответственности, а собственников частных подворий – заключать договоры на вывоз и утилизацию твёрдых коммунальных отходов. Всё это вместе могло предотвратить появление несанкционированных свалок в будущем, хотя не решало проблему существующих, которые по закону должны быть ликвидированы за счёт средств регионального бюджета. Смещение сроков принятия территориальной схемы и выбора региональных операторов на неопределённое будущее как минимум означает, что несанкционированные свалки на теле региона пока будут только расти.