Для жителей Нового города - одного из самых проблемных в экологическом плане микрорайонов Ульяновска - забрезжил свет в конце тоннеля. 7 февраля вопрос охраны атмосферного воздуха, остро стоящий в левобережье, обсудили на совещании регионального совета безопасности. Главным итогом разговора стало решение перевести нелегальные производства, сосредоточенные в гаражно-строительных кооперативах (ГСК) района, в правовое русло и за границы жилых кварталов - в промышленную зону. Проработкой вопроса по поручению губернатора займется правительство области.
Поговорили и забыли
Причину того, что жителям Заволжья годами приходится дышать формальдегидом, гидрохлоридом и прочей химией, не способствующей хорошему самочувствию, экологи видят в стечении сразу нескольких обстоятельств: обилие производств, в том числе пренебрегающих требованиями природоохранного законодательства, наличие крупных транспортных артерий и плохая проветриваемость местности, обусловленная её низинным расположением.
Цивилизованное решение
Понятно, что дышать новогородцам с того момента легче не стало, и заниматься застарелой проблемой пришлось уже новому губернатору.
«Будем ли продолжать контролировать тех, кто пытается нарушить законодательство и дымит по-чёрному, обогревая гаражи или сжигая производственные отходы? Да, - заявил Алексей Русских. - Вопрос нужно решать цивилизованно. Из сотни заволжских гаражных кооперативов в 70 развёрнуты производства. В гаражах работают три тысячи человек. Приличная цифра. Сейчас корпорация развития по моему поручению проектирует производственные площади, которые позволят легализовать гаражный бизнес».
Ещё одна идея, активно обсуждаемая «в верхах», - замена гаражных кооперативов многоуровневыми паркингами, где печного отопления, а значит, и возможности сжигать отходы производства, не может быть в принципе.
Судя по комментариям в соцсетях, мнения горожан по поводу возможных нововведений разделились. Если рядовые жители, вынужденные из-за вечного смога и запаха гари сидеть с закрытыми наглухо форточками, готовы поддержать любую инициативу – лишь бы избавиться от соседства с вредными производствами, то представители бизнеса «гаражников» оправдывают.
«Люди в гаражах работают, чтобы сэкономить и не повышать цену на продукцию, - рассуждает предприниматель Дмитрий. - Вся страна в таких условиях работает. Я с ребятами с Москвы разговаривал – говорят, самая качественная мебель делается в Ульяновске».
Была бы политическая воля
Встречаются в комментариях в вполне конкретные предложения: «Если не получается вывести производства из ГСК, то создайте подобные условия на «промке» (промзоне – Ред.), где задёшево можно будет построить бокс и подключить его к необходимым коммуникациям, а кадастровики пускай тоже в рейдах участвуют - выдают предписание на использование гаражей по назначению», - делится соображениями житель города Сергей Парфёнов.
У эколога, а по совместительству члена региональной общественной палаты Льва Левитаса своё видение проблемы и путей выхода из неё.
«Гаражи - это место, предназначенное для хранения автомобилей, а не для организации производств, - говорит эксперт. - Если бы они использовались по назначению, то никаких выбросов, на которые жалуются люди, не было бы. Что касается перевода производств в отдельный кластер, то при политической воле губернатора сделать можно всё, другой вопрос – с каким сопротивлением людей, которые там работают, он столкнётся. На счёт целесообразности строительства многоуровневой парковки у меня тоже большие сомнения: во-первых, транспортная доступность к ней будет достаточно сложная, во-вторых – дорого. В 2013 году парковка на первом ярусе паркинга в «Симбирских высотках» на Кирова стоила 400 тысяч рублей. Сейчас всё гораздо дороже. Я думаю, что единственный нормальный выход из положения – допустить в гаражи инспекторов, которые продиагностируют все производства и дадут рекомендации, как избавиться от выбросов. То же самое касается промышленных предприятий, расположенных рядом с домами, жильцы которых жалуются на запах и смог».