Примерное время чтения: 7 минут
321

В Ульяновском театре драмы обнаружен портал для путешествий во времени

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ - Ульяновск 46 14/11/2018
Молодой Саша́ и старый Александр – заблудившиеся между прошлым и будущим.
Молодой Саша́ и старый Александр – заблудившиеся между прошлым и будущим. / Сергей Юрьев / АиФ

В начале ноября в театре драмы на заслуженного артиста Российской Федерации Владимира Кустарникова в присутствии многочисленных свидетелей падали часы. Тяжёлые. Напольные. Этакий домашний биг-бен. И после этого со временем, а возможно, и с пространством начали происходить очень странные вещи…

И премьерой погоняет…

Начало нынешнего театрального сезона для ульяновских зрителей оказалось небывало богатым на премьеры. Буквально один за другим с конца лета до середины осени шли премьерные спектакли по произведениям то русских, то американских классиков, и возникал естественный вопрос: как вообще можно работать подобными темпами? Да, режиссёры сменяли друг друга, но труппа-то в театре одна! И вот – тайна раскрыта. Время есть! Им просто научились управлять, меняя не только будущее, но и прошлое.

Кассандра знает себе цену…

Кассандра знает себе цену… Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Вообще-то всё, что на сей раз произошло на сцене, придумал французский драматург Эрик-Эммануэль Шмитт. Сам автор свою пьесу «Если начать сначала…» назвал «неглупой комедией». Небесполезное, кстати, уточнение: если найти в себе силы послушать, что несет с российской эстрады большинство нынешних поп-юмористов, во-первых, несказанно удивляет, почему откуда-то из-за кадра доносится смех, а во-вторых – почему публика вообще пришла их слушать. Ей что – в обыденной жизни глупостей не хватает? Видимо, во Франции те же проблемы… В общем, ремарку автора можно перевести так: если здесь и есть юмор, то он рассчитан не на идиота. Произведение, кстати, довольно свежее – написано в 2014 году, а значит, классическим ещё не стало – для этого тоже время требуется.

Своё решение воплотить это сложное и многоплановое произведение именно в Ульяновске питерский режиссёр Сергей Морозов объяснил тем, что Эрик-Эммануэль лично дал ему право первой постановки этой пьесы в России, а ульяновская труппа, как никакая другая, по его мнению, способна это сделать. Уж что-что, а это Сергей Анатольевич знает точно, поскольку уже был художественным руководителем Ульяновского областного театра драмы.

Парадоксы судьбы

Итак! Автор пьесы утверждает, что можно изменить не только будущее, но и прошлое, и режиссёр Сергей Морозов почему-то с ним согласен! Прямо на сцене в момент суетного и явно нежеланного разговора по телефону на сельского врача из французской глубинки, внешне очень похожего на Владимира Кустарникова, падают напольные часы, начисто лишая его сознания. А когда ему кажется, что он пришёл в себя, жизнь отмотала ленту времени на 30 лет назад, вернулось его собственное прошлое, на которое он может взглянуть со стороны.

Одна беда (а может, и счастье): здесь его в состоянии увидеть и услышать лишь два человека – он сам, ещё молодой, полный энергии и внешне неотличимый от актёра Алексея Гущина, и бабушка, которой жить осталось недолго, но она ещё бодра, весела и свято верит в большое будущее своего внука…

Кстати, спектакль волею режиссёра создан в двух вариантах. По его утверждению, это даже два разных спектакля, и вся разница – в актёрском составе. Конечно, Зоя Самсонова и Клара Шадько – две совершенно разные бабушки, похожие друг на друга только характерами, поступками и судьбой… Но не будем вдаваться в излишние подробности – сохраним интригу.

Бабушка не теряет лица ни при каких обстоятельствах.Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Главное, что наш герой угодил именно в тот день, когда решается его судьба. Три дороги, три женщины, три судьбы: чувственная и легкомысленная Бетти (Мария Прыскина), расчётливая и решительная Кассандра (Анна Дулебова) и экспрессивная Мойра (Мария Жежела), которая к тому же неизлечимо больна. В общем, ситуация – не позавидуешь…

Тяжко в прошлом, зато в будущем легко!

И тем более странным и неожиданным кажется то, что «энд» оказался слишком уж «хэппи». Герой приходит в себя не одиноким человеком, не начинающим стариком, а светилом мировой медицины, который едет в Стокгольм получать Нобелевскую премию, и рядом с ним та, кого он искренне любил, сам этого не осознавая.

Мойра безумствует, Мойра ненавидит, Мойра надеется и верит.

Мойра безумствует, Мойра ненавидит, Мойра надеется и верит. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

С другой стороны, остаётся вопрос: а был ли путь личного счастья и общественного успеха, на который его направили каверзы времени, действительно его судьбой? А может быть, автору просто захотелось, чтобы хоть раз герою и всем прочим персонажам счастье явилось в полной мере.

Кстати, мистические явления с финалом спектакля не закончились. Под гром оваций на сцене материализовались два Сергея Морозова – режиссёр и губернатор. Сергей Анатольевич разделил с актёрами восторги публики, Сергей Иванович поздравил всех с премьерой, а директора театра Наталью Никанорову – ещё и с недавним днём рождения.

Бетти и молодой доктор Саша́ – кажется, что судьба голосует за них.

Бетти и молодой доктор Саша́ – кажется, что судьба голосует за них. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Чего же ждать дальше?! Есть вероятность, что в каком-нибудь параллельном пространстве, в некоем временном закутке, господа актёры уже репетируют очередной премьерный спектакль. Иначе не объяснить, когда они успевают и на сцене играть, и репетировать, да ещё и на гастроли ухитряются ездить. А может быть, и счастливая судьба театра, успехи и признание – всё это является следствием того, что кто-то когда-то каким-то образом вовремя подправил судьбу коллектива? Прямо как тот сельский доктор, что очнулся нобелевским лауреатом. Но эту заветную тайну, похоже, пока никто не готов раскрыть…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах