От Британских островов и до Ближнего Востока, Индии и Китая пролегало множество сухопутных и водных путей, соединяя страны и народы. Ценными товарами тогда были: украшения, оружие, меха, благовония, ткани, а также рабы. Северо-Восточные русские княжества и Волжская Булгария, контролировавшие участки Великого Волжского пути получали огромные доходы от посредничества и торговых пошлин, а также от продажи на азиатских базарах драгоценной пушнины и рабов. Обычно булгары и русские были торговыми партнерами и добрыми соседями, но и сражались они регулярно, воюя за контроль над торговыми путями.
В 1182–1183 годы произошло самое крупное военное столкновение в истории домонгольских русско-булгарских отношений.
Версия русской стороны конфликта описана во многих летописях. О версии булгарской стороны и о версиях других участников тех событий ничего не известно.
Причиной войны стало ограбление на Волге неизвестными русскими разбойниками булгар-ских купцов и разорение ими приволжских булгарских сёл и городов. Булгары два раза просили владимирского князя Всеволода Юрьевича найти управу на грабителей, но тот не мог справиться с ними, потому что они были жителями Рязани, Мурома и других, неизвестных ему городов. Впрочем, великий князь давал в свои области приказы ловить таких разбойников, но сам для их поимки никого не послал. Тогда булгары, «озлобясь», собрали большое войско, пришли к Рязани, Городцу и Мурому, где, вероятно, и жили те разбойники, и «великое разорение учинили». Русские войска, посланные против булгар, не посмели вступить с ними в борьбу, а сами стали грабить окрестные русские поселения и, «набрав множество в плен людей и скота», вернулись обратно. После этого Всеволод решил отомстить булгарам, однако, не надеясь своими войсками «достаточно учинить» им вреда, обратился за помощью к великому князю киевскому Святославу. Тот послал на подмогу своего сына Владимира с дружиной и призвал к этому других южных князей.
Весной 1183 года князья, откликнувшиеся на просьбу, собрались во Владимире, где их встре-тил, «с любовию и честию» Всеволод Юрьевич, прозванный современниками за мнодетство — Большое Гнездо. Пока князья пировали, их войска готовили суда на Оке — в Коломне, Рославле и Борисове. 20 мая, узнав, что суда готовы, князья поехали к устью Оки, где собрались все участники похода.
Кроме войска самого владимирского князя в походе приняли участие дружины и полки его племянника Изяслава Глебовича из Переяславля Южного, Владимира Святославовича из Киева, Владимира Муромского, Мстислава Давыдовича из Смоленска и братьев Глебовичей из Рязани — Романа, Игоря, Всеволода и Владимира, а также белозерские, черниговские и новгородсеверские полки с воеводами.
От устья Оки основное войско с князьями отправилось вниз по Волге на «лодиях», «насадах» и «галеях» к заранее условленному месту — на Исады, расположенные против устья Цевцы. Впереди шли полки киевские и переяславские, позади рязанские, а посредине муромские, смоленские и вла-димирские вместе с великим князем. Конница, отправившаяся к Исадам «полем» через Мордовские земли, подвергалась нападениям мордовских отрядов, которые русским «вред делали и людей поби-ли».
8 июня судовая рать высадилась на Исадах, где их уже ожидала конница. Отсюда русские пол-ки направились к близлежащей булгарской крепости — «Тухчину городку». После двух дней его безуспешной осады, Всеволод послал в Булгарские земли конный разъезд, а на третий день к цели похода — «Великому городу Серьбреных Болгар», откуда родом, вероятно, и были зачинщики похода на русские города, двинулось основное войско. Для охраны судов, на Исадах был оставлен крупный отряд под командованием воевод Фомы Назариевича и Дорожая.
Мордва на это время заключили с Всеволодом мир и привозили к Исадам «всякие запасы про-давать».
На пути к Великому городу русскому войску встретился половецкий отряд во главе с мятежным булгарским князем, которые выразили желание идти совместно против булгар — «общих неприятелей». Объединённая армия перешла реку Черемисан и подошла к Великому городу.
Всеволод рассчитывал, что булгарское войско примет сражение в открытом поле, однако булгары, увидев огромную армию, укрылись в городе за крепостными стенами. Всеволод построил свои полки и начал «думати с дружиною» о дальнейших действиях. Молодой князь Изяслав Глебович решил «первый опыт учинить» и устремился со своей дружиной к городским воротам на штурм. «И ту удариша его стрелою сквозь броне под сердце и принесоша и ле жива в товары [в стан]».
После ухода армии Всеволода к Великому городу, на Исады высадились булгарские отряды с целью захватить русские суда и отрезать путь к отступлению русскому войску. Собекуляне, кусяне, челмата, темтюзи прибыли на судах. Конный отряд пришёл из города Торцьского. «И пришед, вы-шли на остров прямо на русских, вопиюсче, яко пожрети хотя». Однако не успевшие построится в боевые порядки булгары, были атакованы русскими и сброшены в Волгу.
Безуспешно простояв у стен Великого города 10 дней, князь Всеволод принял предложение булгар о мире, и русское войско отправилось обратно к своим ладьям на Исады. Здесь на острове умер раненный князь Изяслав. Полки погрузились на суда, и пошли вверх по Волге. От устья Суры конные отряды были пущены на Мордву и разорили их села вплоть до Цевцы в отместку за нападения на русскую конницу. Тело погибшего князя Изяслава, «вложиша в лодью», привезли во Владимир и погребли у церкви Святой Богородицы Золотоверхой.
Споры историков о маршруте похода войск Всеволода и о месторасположении Исад, где соединились конница и судовая рать русских, начались с ещё конца XVIII века, когда В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» предположил, что река Цевца, в устье которой располагались Исады – это река Цивиль, впадающая в Волгу вблизи современных Чебоксар.
Большинство последующих историков определяли Исады и речку Цевцу в районе слияния Волги и Камы — здесь наименьшее расстояние (ок. 70 км) от Волги, по которой прибыли на судах русские войска, до «Великого города Серьбреных Болгар», располагавшегося в верховьях Малого Черемшана на месте Билярского городища.
И только результаты комплексного анализа письменных, археологических источников и топо-нимов, позволяют утверждать, что Исады и Цевца находились в Симбирском Поволжье, недалеко от современного города Ульяновска.
В документах симбирский приказной избы с середины XVII века упоминается огромный ост-ров Чувич, который отделялся от правого коренного берега волжской протокой, называемой Чувич, Чевича. Верхнее устье Чувича/Чевичи располагалось под Симбирской горой, а нижнее устье блуж-дало от села Красный Яр до села Крестовое Городище. В 50-е годы XX века и остров, и протока были затоплены Куйбышевским водохранилищем. Известно, что в некоторых тюркских языках и диалектах общетюркское -ч- ; звучит как -ц-. В таких языках Чевича звучит как Цевица > Цевца. Цокающие говорах известны и в русском языке. В древнерусских диалектах словом «исады» обозначались: удобное для спуска к реке место; место стоянок лодок на песчаной отмели; базар около пристани. Исады, на которые прибыло войско Всеволода — это, скорее всего, остров с бродом у левого берега Волги в районе современного села Крестового Городища. Неподалёку располагался упомянутый в летописях «Тухчин городок». Изучавший в XVIII веке Среднее Поволжье академик П.С. Паллас сообщал: деревня Крестовое Городище, поименована «по старинному окопу, которой в южной стороне от деревни находится, на простирающейся вдоль реки к северу и востоку утёсистой горе». В тюркских языках — тура (крепость) + хач (крест) — Турахач. А в русском трансформации: Турахачин > Тухчин.
В летописях сообщается, что на Исады для захвата русских судов прибыли: себи, челмата, куся-не, темтюзи и другие. Предполагается, что это была пограничная стража, дозоры и гарнизоны из ок-рестных крепостей и городов южной окраины Волжской Булгарии. Себи — видимо один из булгар-ских родов или племён. Однако, по одной из гипотез — это искажённое название средневековых сембов, заселявших территорию Самбийского полуострова в Восточной Прибалтике. Это прусское балтоязычное племя в своей культуре несло тюрко-булгарские черты, что связано, по мнению историков, с участием сембов в военных действиях со степными племенами в составе дружин киевских и булгарских князей. В тюркоязычной среде к наименованию племени, вероятно, при-бавилась приставка — «ер/ир» (ар, ер, ир (тюрк.) — мужчина, люди, род), т.е. семби+ер/ир > сембер/сембир. Подобное строение имеют многие тюркские этнонимы — булгар, хазар, мишер, савир и др. Большинство булгарских городов имели в своей основе этнонимы: Булгар, Сувар и др. Позже, имя сембер могло передаться золотоордынскому городу, который упоминался секретарём голштинского посольства Адамом Олеарием в 1636 году под названием Simberska gora. А потом это название унаследовала и Синбирская крепость, построенная в 1648 году.
Вислая свинцовая печать Всеволода Большое Гнездо, найденная археологами в 1976 году на Билярском городище,
возможно, имеет отношение к событиям 1183 года.
Икона, заказанная Димитрием-Всеволодом с изображением тезоименитого ему святого.
Возможно портретное сходство с заказчиком