В последние несколько месяцев в различных СМИ неоднократно поднимался вопрос о том, что у многих памятников монументального искусства в Ульяновске, даже тех, что имеют статус федеральных, нет хозяина, который отвечал бы за их сохранность.
Памятники-сироты стоят по всей России
Справедливости ради стоит отметить, что это не только местная проблема - подобная ситуация сложилась и во многих других областных центрах России. Подобная бесхозность порой приводила и к тяжким последствиям - еще свежо воспоминание об "эпопее" с Гончаровской беседкой, а несколько дней назад была разрушена до основания водонапорная башня в Майне, которая имела статус памятника культурного наследия и находилась под государственной охраной...
И решение этой проблемы сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как 18 сентября на заседании Госсовета по вопросам культуры в Новгороде президент Дмитрий Медведев дал указание министру культуры Российской Федерации в течение трех месяцев принять все нормативные акты, регулирующие деятельность государства в области охраны объектов культурного наследия. Прошло чуть больше месяца, и 22 октября в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом состоялось совещание, на которое были приглашены представители десяти регионов, в том числе и Ульяновской области. Суть принятого здесь решения такова: за те памятники, что регионы готовы передать в федеральную собственность, будет нести полную ответственность территориальное Управление федерального имущества, которое и должно в кратчайшие сроки определить балансодержателя.
Пока гром не грянул...
По словам председателя комитета по культурному наследию Шарпудина Хаутиева, письма с подобным предложением неоднократно направлялись в это учреждение, но реакции на них до последнего времени не было. Но сейчас готовится соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации, и как только его подпишет премьер-министр Владимир Путин, вопрос будет решен окончательно и бесповоротно. Согласно проекту постановления, в федеральную собственность в начале будущего года перейдут и памятник Ленину на площади его имени, и памятник Карлу Марксу, и Гончарову, и Карамзину - всего семнадцать объектов монументального искусства.
Удивляет другое - почему для решения этой проблемы потребовалось вмешательство "на самом верху"?
Что касается разрушенной водонапорной башни, о которой мы писали в N44, то прокуратура Майнского района намерена возбудить по этому факту уголовное дело. Формально виновный пока не установлен, но руководство Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги запросило в комитете по культурному наследию список всех исторических памятников, находящихся в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Правда, как утверждает Шарпудин Хаутиев, подобные списки им уже неоднократно предоставлялись... Но, видимо, железнодорожники все-таки решили не рисковать, после того как разрушение "списанного" объекта вызвало столь широкий общественный резонанс.