Платёжки за коммунальные услуги продолжают удивлять ульяновцев

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Нет контакта?

Многие до сих пор связывают рост платы за теплоснабжение с ростом тарифа. Но это не так. Начисления за услугу в новом отопительном сезоне производились по тарифам, утвержденным еще летом. А суммы в платёжках растут, когда из-за холодов увеличивается температура теплоносителя и соответственно - объёма потребления тепловой энергии, который фиксируют коллективные приборы учёта (КПУ). Когда же на улице теплеет, сумма в платежке за тепло уменьшается, а к маю она вообще тает до нуля. КПУ установлены во всех многоквартирных домах Ульяновска, где это только возможно. Кстати, собственники о наличии в доме КПУ нередко узнают исключительно из платёжных документов. И этот факт сам по себе – тревожный звоночек. Значит, нет контакта с управляющей компанией, нет понимания, что происходит в доме, как следствие – нет контроля за платежами.

   
   

Что происходило в нынешнем отопительном сезоне? По данным метеорологов, среднесуточная температура наружного воздуха в декабре 2015 года составляла минус 2,4  градуса, а в январе 2016-го - 11,2 градуса ниже нуля.  Чтобы поддержать нормативную температуру в помещениях, ульяновские ТЭЦ подняли «градус» теплоносителя, а следом за ним поползли вверх цифры в платёжках. Это первое и самое простое объяснение удорожания услуги теплоэнергетиков.  Но оно не снимает всех вопросов.

Многие жалуются на «перетоп», на то, что регулировать температуру в квартирах приходится с помощью открытых форточек. А вместе с теплом на улицу вылетают деньги.

- Несколько лет назад в отопительный сезон я обратил внимание, что практически во всех квартирах нашего девятиэтажного дома открыты не просто форточки, а створки окон, - говорит собственник дома по ул. Ефремова,107 Евгений Коньков. -  В 2013 году мы установили общедомовой прибор учёта тепла, в 2014-м – систему автоматического регулирования температуры горячего водоснабжения, в октябре 2015-го – систему автоматического регулирования теплопотребления с погодной коррекцией.  В результате по сравнению с февралем прошлого года в феврале 2016-го мы получили экономию в 70%. По сравнению с такими же домами, как у нас, мы экономим 50% тепловой энергии. Наши затраты на энергосбережение  уже окупились. Но чтобы получить такой эффект, перед  тем как установить автоматику, необходимо провести регулировочные мероприятия на общедомовых системах ГВС и отопления.

Председатель  ЖСК «Автозаводец» и «Ракета» Любовь Фадеева говорит, что в её домах по ул. Терешковой,12 и 8  системы погодного регулирования пока не установлены.  Однако энергосберегающие мероприятия, которые уже проведены (замена окон в подъездах и подвалах на пластиковые, утепление подвалов, частичная замена стояков  и др.), дали хороший эффект экономии. По сравнению с прошлым годом платежи снизились.

Если в вашем доме установлен коллективный прибор учёта и не проведены энергоэффективные мероприятия, то в холодные месяцы года платить за тепло придётся гораздо больше. Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

Привет от УК

Но даже энергосберегающие технологии не помогут экономить ресурсы, если не удается установить и сберечь конструктивные отношения с управляющей компаний. Яркий пример – дом по улице Карсунской,3. Несмотря на то,  что там заменена система теплоснабжения, утеплены подъезды и установлен коллективный прибор учёта тепла, в январе жителям выставили за тепло платёж  почти вдвое больше, чем в декабре.

-  Мы осматривали этот дом, там, действительно, проведены энергоэффективные мероприятия, которые могут давать экономию в 30-40% по сравнению с оплатой по нормативу. За счет такой экономии можно довольно быстро окупить затраты на них, - говорит руководитель тепловой инспекции Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ плюс» Роман Гулый, - но в январе коллективный прибор учёта был кем-то отключен и начисления производились по нормативу. В таком случае никакие энергосберегающие мероприятия никогда не окупятся.    
   

Председатель совета дома по ул. Карсунской,3 и ТОС «Дворик» Людмила Николаева говорит,  что  узнала о начислении по нормативу только от специалистов тепловой инспекции, а ГУК Железнодорожного района, которая, как выяснилось, в тайне от собственников отключила прибор учета,  до последнего игнорировала запросы на расшифровку счёта.

Под контролем

Итак, если в вашем доме есть общедомовой прибор учета тепла, то ежемесячная плата устанавливается расчетным путём исходя из его показаний. Соответственно платёж может ежемесячно меняться, хотя тариф остаётся неизменным.

Каким он будет, зависит от многих факторов, уже перечисленных. И, конечно, он будет зависеть от того, насколько корректно ваша УК снимает показания, зафиксированные КПУ, и передает их для начисления. Можно ли этот процесс контролировать? Можно и нужно, считают специалисты.

- Крупные управляющие компании не снимают показания с общедомовых приборов учёта в ручном режиме, а получают всю необходимую информацию через систему диспетчеризации на свои компьютеры, - говорит Роман Гулый. - Собственники могут получить доступ к этому ресурсу, обратившись с соответствующим заявлением в управляющую компанию. Владеть информацией – это их законное право.