Нет контакта?
Многие до сих пор связывают рост платы за теплоснабжение с ростом тарифа. Но это не так. Начисления за услугу в новом отопительном сезоне производились по тарифам, утвержденным еще летом. А суммы в платёжках растут, когда из-за холодов увеличивается температура теплоносителя и соответственно - объёма потребления тепловой энергии, который фиксируют коллективные приборы учёта (КПУ). Когда же на улице теплеет, сумма в платежке за тепло уменьшается, а к маю она вообще тает до нуля. КПУ установлены во всех многоквартирных домах Ульяновска, где это только возможно. Кстати, собственники о наличии в доме КПУ нередко узнают исключительно из платёжных документов. И этот факт сам по себе – тревожный звоночек. Значит, нет контакта с управляющей компанией, нет понимания, что происходит в доме, как следствие – нет контроля за платежами.
Многие жалуются на «перетоп», на то, что регулировать температуру в квартирах приходится с помощью открытых форточек. А вместе с теплом на улицу вылетают деньги.
- Несколько лет назад в отопительный сезон я обратил внимание, что практически во всех квартирах нашего девятиэтажного дома открыты не просто форточки, а створки окон, - говорит собственник дома по ул. Ефремова,107 Евгений Коньков. - В 2013 году мы установили общедомовой прибор учёта тепла, в 2014-м – систему автоматического регулирования температуры горячего водоснабжения, в октябре 2015-го – систему автоматического регулирования теплопотребления с погодной коррекцией. В результате по сравнению с февралем прошлого года в феврале 2016-го мы получили экономию в 70%. По сравнению с такими же домами, как у нас, мы экономим 50% тепловой энергии. Наши затраты на энергосбережение уже окупились. Но чтобы получить такой эффект, перед тем как установить автоматику, необходимо провести регулировочные мероприятия на общедомовых системах ГВС и отопления.
Председатель ЖСК «Автозаводец» и «Ракета» Любовь Фадеева говорит, что в её домах по ул. Терешковой,12 и 8 системы погодного регулирования пока не установлены. Однако энергосберегающие мероприятия, которые уже проведены (замена окон в подъездах и подвалах на пластиковые, утепление подвалов, частичная замена стояков и др.), дали хороший эффект экономии. По сравнению с прошлым годом платежи снизились.
Привет от УК
Но даже энергосберегающие технологии не помогут экономить ресурсы, если не удается установить и сберечь конструктивные отношения с управляющей компаний. Яркий пример – дом по улице Карсунской,3. Несмотря на то, что там заменена система теплоснабжения, утеплены подъезды и установлен коллективный прибор учёта тепла, в январе жителям выставили за тепло платёж почти вдвое больше, чем в декабре.
Председатель совета дома по ул. Карсунской,3 и ТОС «Дворик» Людмила Николаева говорит, что узнала о начислении по нормативу только от специалистов тепловой инспекции, а ГУК Железнодорожного района, которая, как выяснилось, в тайне от собственников отключила прибор учета, до последнего игнорировала запросы на расшифровку счёта.
Под контролем
Итак, если в вашем доме есть общедомовой прибор учета тепла, то ежемесячная плата устанавливается расчетным путём исходя из его показаний. Соответственно платёж может ежемесячно меняться, хотя тариф остаётся неизменным.
- Крупные управляющие компании не снимают показания с общедомовых приборов учёта в ручном режиме, а получают всю необходимую информацию через систему диспетчеризации на свои компьютеры, - говорит Роман Гулый. - Собственники могут получить доступ к этому ресурсу, обратившись с соответствующим заявлением в управляющую компанию. Владеть информацией – это их законное право.