Главврач городской поликлиники №1, руководитель регионального ОПВ Раиса Баранова предупредила, что деятельность общества не будет безоблачной, потому что «силы зла будут противостоять». Куратор общества от Симбирской епархии отец Дмитрий Субботин считает: пусть будут православные, мусульманские и прочие врачи, главное – консолидация во имя добра. Эта мысль стала отправной точкой для интервью.
– Есть опасность, что «религиозные врачи» не будут единым профессиональным сообществом, а, наоборот, разойдутся по конфессиональным квартирам…
Психоанализ с молитвой
– Пациенты часто приходят к врачу с агрессией, и врач может отреагировать агрессией: все мы люди. Но в этом случае необязательно идти в церковь, логично было бы обратиться к профессиональному психологу, организовать в больницах психологическую службу поддержки врачей и пациентов…
– Вы когда-нибудь видели счастливого психолога? Особенно, благополучного в семье? Психолог – это современный человек, который выполняет функции, которые во все века выполнял священник – успокаивал, поддерживал, давал советы, только психолог работает без религиозной мотивации. Я несколько настороженно отношусь к психологам. Да, кому-то может помочь только психолог, но есть категория людей, которым поможет только священник. Это не значит, что все должны повально идти в Общество православных врачей. К нам идут те, кто ходит в храм, причащается, с чистым сердцем считает себя православным, кто придерживается заповеди Христа «Возлюби ближнего своего». Никакой принудиловки быть не должно.
– Является ли общество православных врачей альтернативой, дополнением или заменой отсутствующей психологической помощи?
– Пусть это будет дополнение. Помощь – она все равно есть. В любом случае человека, пришедшего к участковому врачу, даже очень уставшему, не выгонят взашей. Врач попытается ему помочь, иногда поругает: «Я тебе три препарата выписал, почему ты пила только один?». – «А я в интернете прочитала, что надо только вот это пить!» У врача сразу взрыв эмоций, и тут он вспомнит, что ему говорили в ОПВ о том, что надо быть терпеливее. И он скажет: «Ну, дорогая, давай рассудим так: откуда ты знаешь, кто писал эту статью? Может, это провокация? А у меня – опыт». И начинает объяснять – по полочкам, с терпением. Терпение вообще приобретается через опыт. А молитва приучает к самодисциплине. Вообще, я тут не вижу противоречия. Я бы, в первую очередь, пошел к православному врачу – не потому, что я священник, а потому что православный врач мне внушает доверие. Я считаю, что он не будет мне помогать из корыстных интересов.
– Ну а мне доверие внушал бы не православный, не мусульманин, а грамотный, знающий врач, который постоянно практикует, повышает квалификацию, хороший диагност…
– Вообще хороший специалист, согласен. Но если бы он оказался бы еще и православным, то я пошел бы к нему. Особенно если я вижу его рядом с собой в храме, если он знает меня как человека и поможет не за рубль. Если человек ходит в храм, то он будет туда ходить не показательно – перед кем ему выпендриваться? Перед людьми? Смысла нет, иначе получается – он молится и тут же грешит. Все-таки эта какая-то гарантия, что человек стремится к добру.
– Простые люди могут сделать такой вывод: раз финансирование медицины сокращается, врачей становится меньше, районные больницы закрываются, то нам предлагают обращаться к молитве, потому что другой помощи не остается…
– Этого надо избегать. Иногда жизненные обстоятельства настраивают людей против церкви. Хотят врачи сделать добро – давайте им помогать. Пусть это будет общество православных врачей. Если это поможет им быть лучше – уже неплохо, по-моему.
– Вы рекомендовали аудитории читать Закон Божий для ликбеза, Раиса Баранова другую православную литературу. Не логично ли было рекомендовать врачам литературу по медицине?
– В первую очередь, нам надо определить, что эти врачи – на самом деле православные, а не просто себя так называют. В дальнейшем у нас будут тематические заседания, например, по прививкам. У нас есть такие врачи, которые говорят – не делайте прививок! И это люди с высшим образованием, которые не знают, сколько миллионов людей спасли прививки.
Не пей из Волги
– Как православный ритуал сочетается с гигиеной? Например, когда на Крещение люди причащаются водой из Волги или Свияги.
– Вода, которую освящают в водоемах, в купелях, не предназначена для питья. Погружение в купель – благочестивый обычай, но не обязательный. Я, например, ни разу на Крещение в купель не опускался – боюсь холодной воды. Но для кого-то это дополнительный стимул утвердиться в вере, момент самоконтроля, как во время поста.
– Кто-то наблюдал, как руководство области пьет на Крещение волжскую воду…
– Пусть пьют сколько угодно на свой страх и риск, я это не приветствую. В каноне православной церкви нигде не описано, что мы должны вкушать воду из пруда или реки. Когда люди приносят в храм для освящения родниковую воду, неудобств из-за качества воды не возникает.
– Народное поверье, что на Крещение вода из реки становится чуть ли не стерильной, – это суеверие?
– Во-первых, суеверие, во-вторых, обряд великого освящения воды нужен для того, чтобы люди услышали молитву, кто-то ею обливается, но пить воду из Волги, конечно, не надо.
Смотрите также:
- В России растут объемы частной психологической практики →
- Сказка о потерянном времени →
- Не бойтесь стоматологов! →