Это заявление главы региона Сергея Морозова недавно облетело местные СМИ и вызвало у владельцев водного транспортного бизнеса большое удивление. Больше всего тем, что эту новость он сообщил не за столом переговоров, а через журналистов.
Специалисты недоумевают, как можно «вернуть» в госсобственность то, что и так ей принадлежит. Если речь идёт об инфраструктуре - причале и акватории, то они и так в ней находятся. Может, есть желание через лишение инфраструктуры сменить оператора, ведущего коммерческую деятельность в сфере грузовых и пассажирских перевозок? Но одного желания – даже при всём желании – недостаточно. Прежде не мешало бы подумать об экономических и социальных последствиях, главные из которых - потеря работы для сотен людей. Если заберут причал и акваторию, как будет работать грузовой порт? Да и не факт, что под эгидой региональной власти что-то отличное, от того что есть, создадут, учитывая «успешный» опыт организации, а потом громкого банкротства всевозможных ОГУПов.
Заказы - со стороны
Ульяновский речной порт был приватизирован так же, как и тысячи предприятий по всей стране. Под коммерческую деятельность переданы в аренду инфраструктурные объекты – причалы, акватория, здания, сооружения и так далее – и надо отметить, с неотъемлемым правом приватизации, которую владельцы речпорта могут осуществить в любое время после принятия на законодательном уровне регламента и механизма. И независимо от того, какая это собственность – федеральная или региональная.
Можно строить нельзя
Как вы думаете, где поставить запятую?..
- В свете «возвращения речпорта в госсобственность» говорится о привлечении инвесторов, вложения которых должны окупиться. А пока условия созданы только для спонсоров. Потому что в Ульяновске к порту дорог нет, вложений в обновление инфраструктуры и коммуникаций нет, подготовки кадров для речной отрасли нет. Ответ один: делайте сами, - поясняет председатель Совета директоров Юрий Колпаков. - Мы и делаем: кадры готовим за свой счёт в других городах, поддерживаем инфраструктуру и пригодном состоянии, дотируем за счёт прибыли от грузового порта пассажирские перевозки, в то время как в других регионах это делают на паритетных условиях с региональным бюджетом. В последний раз в ответ на письмо по проблеме отсутствия подъездных путей нам предложили собственными силами отремонтировать дорогу по улице Нагорной. Все бы хорошо, да только это единственный грузовой проезд, который не должен в отсутствие альтернативы быть в частных руках, и за что мы получим ещё одно обвинение, - утверждает Юрий Борисович. - Но и к власти будут дополнительные вопросы! В 2010 году для капитанов грузовых и пассажирских судов утвердили областную премию. Ежегодно на их поощрение и материальную поддержку званий «Лучшие работники речной отрасли Ульяновской области» выделялось 300 тыс. рублей, но недолго. С 2015 года эта региональная награда не вручалась.
Только вплавь
В речном порту шутят, что скоро до них добраться можно будет только вплавь. Больше 10 лет порт находится в перманентной изоляции. С 1998 по 2005 год закрывали на ремонт путепровод, и в это время от Ульяновска «отвернулись» и перестали заходить круизные теплоходы, потому что в город невозможно было проехать, убрали с маршрута общественный транспорт, десятилетиями не ремонтировалась пешеходная лестница. Справедливости ради надо сказать, что ремонт был сделан только в 2016 году.
А сегодня с портом из-за отсутствия подъездных путей в нормативном состоянии неохотно стали работать грузоотправители: Императорский мост для проезда грузового транспорта, «грузовая восьмёрка» на спуске Степана Разина закрыты. Остаётся только улица Нагорная – «бермудский треугольник» на суше, убитая дорога, где застревают КамАЗы.
Но и это ещё не всё. Теперь территорию Ульяновского речного порта до кучи включили в оползневую зону, которая ею не является и никогда не была. А это значит, что никакой реконструкции – кстати, к вопросам о ремонте речного вокзала и строительстве новых объектов – проводить нельзя, да и предприятие следовало бы прикрыть, ибо швартовка и погрузочные работы в таких местностях недопустимы. В то время как запретили заезжать в порт 40-тонным грузовикам, разрешено следование 3600-тонным железнодорожным составам…
В нашу гавань заходили корабли
- То, что к нам не хотят заходить пассажирские суда из-за нашего речного порта - это неправда, - утверждает председатель Совета директоров Ульяновского порта. - Мы предоставляем комплексное обслуживание флота: принимаем на швартовку, даём воду, ГСМ, забираем отходы. Речпорт не достопримечательность и не туроператор – людям, покупающим путёвку на речной круиз интересно посмотреть город. И почему Ульяновск не вызывает интереса, на этот вопрос профессионально могут ответить только специалисты. Кстати, у нас фирм, организующих речные круизы, и вовсе нет. Правда, то, что по полтора часа заходят теплоходы в гавань через волнолом – это особенности акватории. Мы вышли с предложением к региональным властям о переносе пассажирского порта, как в других городах, в более удобное место – между Императорским и Президентским мостами, - рассказывает Юрий Борисович. – Там прямой подход для теплоходов, канатная дорога, лестница, выход сразу на набережную Венца. Это будет интересный подъём, экономия времени, и есть все шансы попасть в круизные маршруты. Ульяновский речной порт готов к частно-государственному партнёрству по реализации этого проекта: построить вокзал, пирс, их обслуживание.
В речном порту беспокоятся, что отсутствие подъездных путей для грузового транспорта приведёт к снижению результатов работы грузового порта, из прибыли которого финансируются пассажирские перевозки. Сегодня в нашем порту действуют прогулочные рейсы на двух теплоходах. За счёт собственных инвестиций в 2010 году построена «зелёная стоянка» в Красном Яре на берегу Волги, где, кстати, удлинённый пирс позволяет швартоваться всем типам теплоходов. Но нет внутриобластных и междугородних перевозок, как раньше.
Без дотаций как без воды
- Давайте посмотрим на ситуацию здраво, - рассуждает Юрий Колпаков. - Теплоход - это не резиновая лодка, которая может бросить якорь где угодно. Для него должны быть созданы специальные условия швартовки: причал, углубление, обслуживание на пирсе. По области все причалы заброшены и замыты, пристани находятся в таких местах, куда и откуда людям просто неудобно добираться. Это одна причина. Вторая – у пассажирских перевозок должен быть заказчик, наверное, это власти, задача которых решать вопросы транспортного сообщения на деньги налогоплательщиков. Можно организовать внутриобластные речные маршруты при условии, если будут дотации из бюджета, в противном случае это ляжет финансовым бременем на пассажиров. Речной транспорт – не дешёвый. Вот вы готовы заплатить 1,5 тыс. рублей и идти 4-6 часов до населённого пункта в Ульяновской области, когда можно доехать на автобусе туда за 1-1,5 часа, например, за 200-300 рублей? Как вы думаете, будет пассажиропоток?..
Постоянно находясь на вилах у власти, скромные речники, так мало рассказывающие о себе в СМИ, не теряют бодрости духа. Да и некогда – впереди навигация. Как сойдёт лёд, откроется грузовое движение, а 1 мая по Волге пойдут прогулочные теплоходы…
Языком цифр
Эффективность бизнеса Ульяновского речного порта подтверждают цифры. С 2000-х годов объём грузовых и пассажирских перевозок увеличился в два раза – с 800 тыс. до 1591 тыс. тонн и с 15 тыс. до 30 тыс. пассажиров в навигацию. В разы возросла материально-техническая база порта: увеличен грузовой и пассажирский флот за счёт реконструкции и приобретения судов, количество перегрузочной техники, средств плавмеханизации. В 2000 году в распоряжении предприятия было 5 буксирных судов, в 2016 году – 10, количество барж возросло с 7 до 15 единиц, их тоннаж - с 17,5 тыс. до 41 тыс. тонн, за счёт реконструкции второго пассажирского теплохода пассажировместимость сейчас составляет 260 человек вместо 155.
На погрузо-разгрузочных работах задействовано 10 портальных кранов, пять фронтальных погрузчиков (был один) и две весовые (была одна). Для добычи нерудных строительных материалов втрое увеличен парк плавмеханизации – используются три земснаряда, три гидроперегружателя, а также два плавучих крана. Построено две площадки выгрузки песка, в том числе одна за пределами Ульяновской области, а не было ни одной. Получено ещё две лицензии на разработку песчаных карьеров. Увеличено количество видов деятельности – с трёх до пяти. В то время как в целом по России ежегодно закрываются или на грани развала по три грузовых порта. Пример тому – Нижегородский, Балаковский, в Кинешме. Пассажирские порты процветают благодаря дотациям. Татарстан - это 60 млн рублей, Чебоксары - 9 млн рублей, Самара – 20 млн рублей в год. Ульяновск – 0. Так что прежде чем сравнивать порты, логично будет сравнить отношение к ним местной власти.
Смотрите также:
- Минус «восьмёрка». Речная навигация в Ульяновске еле-еле держится на плаву →
- В регионе продолжается реализация проекта «Симбирская гавань» →
- Собака за все ответит! →