Елена Омельченко: «Социология – это про людей…»

   
   

В список из десяти самых авторитетных экономистов и социологов России последнего десятилетия вошла наша землячка.

В него попали люди, авторитет которых основан на реальных научных достижениях, открытии явлений, закономерностей и связей, которые позволяют лучше понимать современное общество. В их числе социолог из Ульяновска Елена ОМЕЛЬЧЕНКО, директор научно-исследовательского центра «Регион», доктор социологических наук. В почетную десятку она вошла за свои исследования молодёжных субкультур, объясняющие многие феномены постсовет-ского общества. Основанному ей НИЦ «Регион» в этом году исполнилось 15 лет.

Как начинался «Регион»

- Елена Леонидовна, когда вы впервые заинтересовались социологией? Мечтали заняться этой наукой с детства или пришли к ней постепенно?

- Ну, не с самого детства… Тем не менее, в старших классах школы интерес к социологии у меня уже проявился. Я даже провела некое подобие социологического исследования, это было, наверное, смешно… Что можно было изучать в школе? Отношение к учебе, интересы, хобби, предпочтения: «какие книжки читаете, фильмы смотрите, музыку слушаете». Получили результаты, обсудили их на классном собрании, всем было весело, интересно.

Я закончила 51-ю школу, в Засвияжье...

- А потом?

- Московский государственный университет им. Ломоносова, философский факультет. Кандидатскую диссертацию я защитила по философии. Там же, после аспирантуры, которую я закончила сразу после окончания университета. А докторскую диссертацию я защитила уже в институте социологии Российской Академии Наук. Так что образование у меня философское и социологическое.

   
   

- Как возникла идея создания центра «Регион»?

- Инициатива принадлежит небольшой группе единомышленников. Это, собственно, я и трое студентов-выпускников, заканчивавших в то время социологический факультет филиала МГУ (нынешний УлГУ). Просто захотелось заниматься практикой. Это был период бурного развития социологии. Учиться этой профессии просто по учебникам нельзя. Как медицине. Без практики не обойтись. Кто не проводил исследований, не разговаривал с людьми, не брал интервью, не проводил опрос, не анализировал, для того социология будет пустым и скучным занятием. Я продолжаю преподавать и часто с этим сталкиваюсь. Если студент социологию изучает исключительно по книгам - он говорит «учебным», чужим для него языком. Совершенно не понимая того, что за этим стоят люди. А социология – она вся про людей. Наступил такой момент, когда нужно было начать реальные исследования.

Молодежи не существует

- Опрашиваете людей на улицах?

- Методы разнообразны. Бывают количественные методы. Работа с опросником, поквартирный опрос, опрос на улицах, это может быть интервью с типовыми вопросами «по бумажке». А могут быть и качественные методы. К примеру, глубинное интервью, что-то похожее на работу журналиста. Есть фокус-группы, есть наблюдения. Через включение социолога в ту или иную группу. В частности, наши молодые сотрудники и сотрудницы активно использовали этот метод при изучении молодежных субкультур.

- Этакий Штирлиц от социологии?

- Нет, конечно. Делать это исподтишка, что называется, втихаря, – нельзя. Сотрудник действует открыто. Объявляет, что он социолог, получает согласие группы: да, мы согласны, чтобы нас изучали. Такова социологическая этика. Наблюдение - один из самых эффективных методов. Одно – это то, что люди говорят о себе, другое – видеть, как тот же человек действует реально.

- Молодежные субкультуры – работа, которая в очередной раз прославила вас и ваш центр «Регион»… Как изучение молодежных групп и субкультур помогает понять современное общество?

- Во-первых, для нас не существует такого понятия, как «молодежь».

- Как так?

- «Молодежь» - условно выделенная группа для реализации всяких политических задач. На самом деле молодежь - это просто люди, включенные в какие-то общественные связи и отношения. Молодые по возрасту люди бывают бедными и богатыми, бывают рабочими и студентами, бывают проживающими в провинции и в столице. Бывают те, кто принадлежит к территориальным группировкам, бывают - включенные в какую-то субкультуру, увлеченные музыкой, играющие-сочиняющие, сидящие по 24 часа у компьютера. Они настолько разные, что применять к ним какое-то одно понятие просто бессмысленно.

- Государственные программы и документы так и пестрят словом «молодежь». Представляется какая-то марширующая колонна. Какие-нибудь «Идущие строем».

- Если глянуть на все эти программы и документы, там действительно применяется единое унитарное понятие «молодежь». Как если бы это было что-то единое. Это, на мой взгляд, в корне неверно. На самом деле в молодежной среде, как и во взрослой, как и в любом обществе, есть элита и «не элита». Люди вырастают, оказываются во взрослом обществе, в определенной социальной нише, с определенным статусом. Желаемого статуса можно достичь и внутри какой-то группы. Физической силой, умением рассказывать анекдоты, играть на гитаре, много пить и не пьянеть. Девочка отличается в классе от других, ее там не понимают. А хочется уважения. Она его находит в группе «своих», скажем, эмо. Тех, кто, как и она, разделяет определенные ценности, слушает такую же музыку, как она, читает такие же книжки. Мальчик или девочка, войдя в какую-то группу «своих», формируют свою идентичность, приобретают статус. Они начинают усваивать в этой группе через их символы, что такое уважение, что такое власть, что такое иерархия, что такое подчинение. Это очень сложная система. Почему в одном классе и даже в одной семье кто-то идет в «бандитскую» группировку, кто-то становится «готом» или «эмо», кто-то идет в скинхеды или в антифашисты? Ответы лежат в обществе, в социальной системе, в особенностях информационной политики, культурной политики государства. Молодежь – это завтрашние взрослые. Наблюдая за субкультурами, мы поймем, что будет с обществом завтра. С его культурой, нравственностью, устоями, семейными отношениями.

- Движение «Наши», тусовки на Селигере, по вашему, имеют перспективу? И какую?

- Движение «Наши», а до них «Идущие вместе», создавалось под определенные политические задачи наверху, предотвращение «оранжевой» революции. Здесь, несомненно, задействованы очень большие финансы. И откаты. Это понятно. Как политическое движение, как движение, реально живущее своими собственными силами – это бесперспективно абсолютно.

Пою, играю, шашлыки жарю

- Если можно, немножко о себе, о своих интересах. Кроме социологии. Я помню, как в конце 80-х вы возглавляли киноклуб при педагогическом институте, пели под гитару песни собственного сочинения…

- Петь я продолжаю, непрофессионально, конечно, когда мы собираемся, вспоминаем что-то…

Репертуар устоявшийся. Часть – мои песни. На мои стихи, на стихи других поэтов. Но музыка всегда моя.

У киноклуба немножко грустная судьба. Он потерялся в процессах коммерческого проката. В Самаре живет еще киноклуб, но там у них особые условия, город пошел навстречу, выделив маленький кинотеатрик. Интеллигенция ходит, с удовольствием сморит всякое немассовое, «фестивальное» кино. Что касается кино, то у нас уже образовалась в этом смысле маленькая династия. Фильмами активно мой сын занимается, ему 27 лет. Тоже работает у нас в центре. Занимается съемками, монтажом, рекламой…

- Обилие волжских камней в кабинете. Тоже увлечение?

- Камни мне нравятся. Это все волжские камни: чертовы пальцы, отпечатки аммонитов. Логотип «Региона» - тоже аммонит, если вы заметили. Очень люблю компании, очень люблю готовить, очень жалею, что у меня так мало времени для этого. Для меня это момент творчества. Если мы куда-то едем на шашлыки, шашлыки всегда делаю я.

Свободного времени мало. Жизнь такая у меня, знаете, особенно последние пять лет, разъездная, я постоянно куда-нибудь езжу, поскольку я сейчас еще работаю в Петербурге. В пятницу уезжаю в Англию. Путешествовать специально, для отдыха, просто нет времени.

В этом году, правда, выехали всем коллективом в Египет. Такой подарок центр сам себе сделал в связи с пятнадцатилетием.

Смотрите также: