Работа на высоте. Промышленный альпинист о своей профессии

В окно альпинисту могут подать чай ли кофе, просто поболтать © / Из архива альпиниста / АиФ

Альпинист Антон в профессии уже десять лет, но из-за конкуренции   не пожелал  назвать свою фамилию,  рассказал  «АиФ в Ульяновске», как он  справляется с боязнью высоты, как красил новый мост и рыбачил с него посередине Волги, и что его заставило стать промышленным альпинистом.

   
   

Оксана Переяславская: Как вы стали промышленным альпинистом?

Антон: Раньше я работал монтажником на строительной «люльке», на том же доме знакомые ребята-альпинисты выполняли другие работы. Предложили попробовать, мне стало интересно.

Иногда обородование клинит и приходится звать спасателей Фото: АиФ / Иван Скачко

Кстати, сейчас в городе  все клиниговые и отделочные услуги оказывают промальпинисты, «люлек» почти нет, потому что работать в альпинистском снаряжении безопаснее и проще, чем в такой железной махине, которая весит 700 килограмм. «Люльку» надо крепить противовесом на крыше, постоянно перетаскивать, когда сменяется фронт работ, нести и расчехлять тросы – это очень много времени и сил отнимает и стоит недешево для заказчика. Не говоря уже о том, что если хоть один трос заклинит или откажет движок,  вся эта конструкция  не будет подниматься или опускаться. Тогда зови спасателей! А альпинисты в своем снаряжении легче и мобильнее.

- У нас  в городе можно обучиться такой редкой профессии?

- Я обучался самостоятельно.  Десять лет назад в Ульяновске еще не было специальных школ, а сейчас две крупных, одна из них выдает сертификат, позволяющий работать на высоте до трехсот метров и в любом городе России. Ульяновские промальпинисты очень востребованы по всей стране, у нас одна из лучших подготовок в городе. Кстати, получение удостоверения стоит 6,5 тыс. руб. , а потом каждый год надо подтверждать свою квалификацию, это ещё-  3,5 тысячи.

Стоимость минимального альпинистского набора - 8-9 тысяч рублей Фото: АиФ / Иван Скачко

Мужской хенд-мейд

   
   

- А какой минимальный набор оборудования нужен, чтобы покорять городские высоты?

- Сумма минимального набора оборудования обойдется тысяч в восемь-десять, все можно приобрести в Ульяновске. Это две монтажные веревки длиной от 50 метров каждая – они на разрыв выдерживают от одной тонны до 2,5 тонн. Одна - рабочая, на нее цепляется «сидушка», другая – страховочная. Есть несколько видов креплений, понадобится 5-6 карабинов.

Комплект амуниции состоит из монтажных «трусов» - специальной обвязки пояса, и «лифчика» - обвязки верхней части тела. Профессиональная обвязка – цельная, и пояс у нее толще. Весит все оборудование. Потянет оно килограммов на  пять. Все рабочие инструменты переделываем под себя сами: вместо деревянных ручек привариваем железные и приделываем к ним петли, чтобы ничего не упало на голову прохожим, - улыбается наш рассказчик. - Мужской хенд-мейд – он такой.

- А  во время работ не огораживают придомовую территорию?

- Все равно ходят, дети и бабушки, в основном.

- Как реагируют люди, когда видят вас в окно?

Альпинист - и штукатур, и дворник, и мойщик окон. Фото: АиФ / Иван Скачко

- Интересуются, задают вопросы, предлагают чай-кофе. Случаев, чтобы обрезали веревку – не было, у нас люди адекватные. Вот кто реально доставляет проблемы, так это осы, которые сооружают гнезда прямо на панельных домах, в том году укусили даже, они действительно злые. Приходится сначала «Дихлофосом» их травить, а потом уже работать.

- В чем особенности работы и рабочего  графика?

- Крыши скучно чистить, чувствуешь себя тем же дворником, но на высоте интереснее  и штукатурить, и чинить, и красить. Рабочий день длится 5-6 часов, дольше на высоте работать тяжело – это нагрузка для спины. Вообще все альпинисты у нас в городе фрилансеры – в штат нас не включают: работа сезонная, а еще опасная.  Строительные фирмы и управляющие компании боятся брать на себя ответственность. В трудовом договоре указано, что вся ответственность за жизнь и здоровье лежит на альпинисте.

- Какие погодные условия мешают работать?

- Больше всего мешает ветер. При десяти баллах по шкале Бофорта (свыше 10м/с) работать на высоте уже опасно, даже шесть баллов – это уже нерабочая погода, только перевод материалов впустую. В сильный дождь работать тоже проблематично, влага влияет на качество материалов – веревку нежелательно мочить, она растягивается.

Боязнь высоты

- А как проверяют вашу работу, забираются на высоту?

- Надо выполнять свою работу на совесть, потому что проверить качество работ за альпинистом сложно. Объемы большие, на высоту никто не полезет, нанимать специального проверяющего дорого, не все готовы эксперту платить. Мне очень часто приходилось переделывать работу  за новенькими. Многие же приходят в эту профессию временно, заработать денег, и думают, что поработают года два, а потом найдут что-то другое.  Хоть и платят нам хорошо, но с выплатой тянут долго. Ни строительные компании, ни коммунальщики не спешат отдать кровно заработанные, по полгода и дольше ждем  своей зарплаты.

- Физическую форму альпинисту нужно поддерживать? Или вы на работе как на тренажере?

- Зарядку для себя делаю, но титаном быть не обязательно, держит снаряжение, а не сила рук. Среди промальпинистов есть и девушки, не сказать, что это чисто мужская профессия.

-На каких объектах  интереснее всего работать?

- Работал на толстых трубах ТЭЦ, на промзоне,  пескоструем красил новый мост, который потом назвали «Президентским»...  Стоял август, мост еще не был достроен, и нас подвозили к нему на паромчике. Ветер над Волгой был достаточно сильным, поэтому нас не всегда могли забирать обратно на берег, так что мы ночевали в фургончиках, прямо на мосту. На ужин  ловили себе рыбу – посередине реки, где  она непуганая и более крупная. Вот немного романтики о моём деле…

- Есть у вас в городе любимая точка обзора?

-  В том году я был на такой точке: новый 16-этажный дом на улице Гагарина. Видно и Свиягу, и весь новый город и центр. Самая большая высота, на которой я был – 50 метров, выше мне тяжело уже морально.

- Не думала, что альпинисты боятся высоты…

- Ощущение, что весь город где-то внизу, окрыляет, но инстинкт самосохранения дает о себе знать. Страх высоты присутствует, просто со временем у людей нашей профессии вырабатывается привыкание. Кто-то говорит, что не боится, кто-то на самом деле перестает бояться. Мне работа нравится, поэтому боязнь высоты отходит на второй план.

Смотрите также: