Как «Родину» спасти? На месте кинотеатра хотят построить неизвестно что

Светлана ЧЕРНЫШОВА / АиФ

4 февраля из недр областного Минкульта прилетела новость, которая, видимо, должна была осчастливить служителей Мельпомены и их благодарную публику - уже в этом году в Театре юного зрителя (он же NEBOLSHOY ТЕАТР) начнется реконструкция. Цена вопроса - 510 млн рублей: 337 млн выделит федеральный центр, остальное добавит область.

   
   

Не ко двору?

Описывая прелести грядущих преобразований, руководитель ведомства Евгения Сидорова уверяет - жители получат комфортное здание, соответствующее всем современным требованиям.

«Мы увеличим площадь и количество этажей театра, создадим новые производственные цеха и персональные гримёрки для артистов, расширим вместимость зрительного зала со 180 до 300 мест», - обрисовала размах министр, «забыв» при этом упомянуть одну «незначительную» деталь: никакой реконструкции по сути не будет. Всё куда проще - здание, где сейчас размещается ТЮЗ, снесут, а на его месте воздвигнут новое. Проект «шедевра» уже готов, остаётся найти подрядчика, который за три года воплотит его в жизнь.

Проект "шедевра" уже готов. Фото: Улпресса

Архитекторы идею отправить под снос здание бывшего кинотеатра «Родина», построенное в стиле сталинского ампира, не оценили, и неудивительно. Возведённое в 1953 году по проекту одного из знаковых зодчих того времени Зои Брод, оно по сей день хранит в себе историческую память об эпохе оптимизма и надежд на восстановление нормальной жизни после войны. С 1950 по 1960 годы на территории Советского Союза было построено более сотни таких кинотеатров. Некоторые, как, например, кинотеатр «Украина» в Севастополе, бережно реставрировались, немало зданий сохранилось и в бывших союзных республиках – ныне суверенных государствах. И только у нас оно почему-то пришлось не ко двору. А ведь его нынешнее назначение как нельзя больше соответствует его облику.

«Небольшое здание с классическими колоннами и пилястрами, приютившее театральный коллектив, удивительным образом соответствует названию ТЮЗа – «NEBOLSHOY ТЕАТР»», - считает архитектор Олег Владимиров. - В этом соответствии есть что-то доброе, весёлое, ироничное и, в тоже время, очень серьёзное и основательное».

Чертёжный выкидыш

И потом, ведь это очень символично, когда главной достопримечательностью улицы Пушкинской является здание, напоминающее одновременно античный храм и дворянскую усадьбу времён поэта. Жаль только, что чиновники (даже от культуры) в упор этого не замечают.

Что касается нового проекта, то, по словам специалиста, никаких эмоций он не вызывает - только ощущение пустоты.

   
   

«Архитектуры как явления культуры в этом проекте не случилось: история места утрачена, уместность названия тоже. Трудно называть театр в таком здании «Небольшим», а само здание - театром. В нём нет никаких культурно-исторических особенностей и художественного образа. В нём нет театра как такового».

Солидарен с коллегой и Александр Варюхин:

«В опубликованном «проекте реконструкции» автора просто нет. От слова «абсолютно». Архитектурная грамота здесь не то, что не ночевала - мимо не проходила. Какой-то чертежный выкидыш. Это невозможно ни комментировать, ни тем более анализировать. То ли наняли вчерашнего выпускника, у которого нет опыта и знаний, то ли чертёжника, который бездумно склеил коллаж из разных зданий. Но в любом случае «мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает мадонну Рафаэля».

Что мешает сделать в театре нормальную реконструкцию - с перепланировкой внутреннего пространства и возведением выдержанного в нужном стиле пристроя, непонятно, тем более, что такой опыт есть и у российских городов, и за рубежом.

Кстати

Пока мы готовили материал, стало известно, что архитекторы направили открытое обращение к губернатору Сергею Морозову с просьбой «Родину» спасти. Поможет ли – большой вопрос. Предыдущее послание, в котором зодчие пытались отстоять единственное в городе здание в стиле конструктивизма (больничный комплекс на Нижней Террасе, возведённый в 1930-х годах по проекту архитектора Феофана Вольсова), эффекта не возымело – здание сровняли с землёй. А вот в случае с детской поликлиникой №5, которую чуть было не одели в безликую плитку, обращение сработало – здание, построенное в стиле сталинского ампира, свой облик после капитального ремонта сохранит.